Детские рисунки, на которых взрослые не видят то, что задумывалось

Содержание

Расшифровываем детские рисунки

Детские рисунки, на которых взрослые не видят то, что задумывалось

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль.  Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка здесь.

Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно.

Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.

  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке.  Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.

  • Если кого-то из близких или друзей нарисует в самом углу, то это повод для обновления отношений, возможно есть проблемы в отношениях с этим человеком. Если ребенок рисует себя в углу, это может означать, что ему одиноко, не хватает заботы и внимания, нежелание общаться, возможно страх перед обществом.
  • Если мы видим людей, которые держатся за руки или обнимаются, что довольно часто дети рисуют, то это ребенок вам доверяет, в ваших отношениях присутствует тепло и доброта.
  • Если у людей слишком тонкие руки и ноги, это может означать, что ребенок не уверен в своих силах, боится начинать что-то новое.
  • Если ребенок рисует слишком яркие одежды и делает акцент на нарядах своих героев, значит для него важно, как он выглядит в глазах окружающих, что они о нем думают, хочет чтобы его заметили.
  • Большая голова говорит о том, что его разум доминирует над его чувствами и он способен их контролировать.
  • Фигуры и предметы не касаются земли и возникает ощущение, что они висят в воздухе, говорит о мечтах и фантазиях автора.
  • Если слишком выделена линия горизонта, автор хотел ее подчеркнуть, говорит о приземленности, люди расположенные ниже горизонта, говорят так же о заниженной самооценке, выше о завышенной.
  • Если ребенок рисует только предметы и животных, но избегает людей, то возможны проблемы в общении.
  • В возрасте от 4,5 до 12 лет мальчики могут рисовать войну, пожары, сражения, солдатов — это не считается отклонением. Вполне нормальное явление и соответствует уровню развития ребенка. Мальчик ассоциирует себя с мужчиной и эмоционально готовит себя к этой роли. Так же девочки в этом возрасте рисуют себя принцессами, феями и невестами, что говорит о признании  роли женщины.
  • Если персонажи держат руки в карманах или за спиной, возможна ложь и недоверие в семье, с друзьями.
  • Дети редко рисуют своим героям уши, но если таковые присутствуют, значит он считается с мнением взрослых и прислушивается к нему.
  • На детских рисунках обычно всегда есть солнце, это признак тепла и благополучия. Но если на рисунке, что-то отгораживает его от солнца, значит в жизни этот человек лишает его тепла и ласки.

Рекомендации для родителей

Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.

  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.

  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Источник: http://polonskaya-blog.ru/rasshifrovyvaem-detskie-risunki/

Психология детского рисунка с примером

Детские рисунки, на которых взрослые не видят то, что задумывалось

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!” Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым – главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, – главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/moda/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

Расшифровка детского рисунка в психологии

Детские рисунки, на которых взрослые не видят то, что задумывалось

Евгения Климкович

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Все дети рисуют, много или раз от разу, хорошо или не очень, но рисуют. Мы любуемся на детское художество, получая эстетическое удовольствие. А ведь расшифровка детского рисунка может о многом рассказать. Для людей, изучающих душу, творчество детей – это кладезь информации об эмоциях на альбомном листе, тайные рассказы о проблемах в цвете.

Дети, особенно маленькие, можно сказать, даже не рисуют, — они говорят на языке рисования. Зачем каждый раз бежать за разъяснениями к специалисту? Предлагаю научиться понимать язык детской художественной кисти самим.

Цветовая гамма

Многие психологические тесты основаны на значении цветов. Они отталкиваются от специального теста Люшера, который по цветовым предпочтениям определяет характер. Дети рано подбирают для себя цвет, пользуясь своим настроением и мироощущением. Такой выбор меняется с возрастом.

Как правило, в стандартном наборе юного художника 5-6 цветовых оттенков, что «выдаёт» нормальное эмоциональное развитие. Если гамма цветов значительно шире, можно говорить, что перед Вами натура чувствительная, богатая на эмоции.

В психологии цветовые оттенки несут в себе разный смысл:

  • преобладание синего связано с необходимостью сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, желанием уйти от суеты в себя;
  • зелёным рисуют больше независимые, упрямые и одновременно уравновешенные;
  • фиолетовый стараются выбирать те, кто дружит с фантазией, ещё интеллектуально и эмоционально не созревшие (вот почему его можно часто найти на детских рисунках);
  • когда на рисунке много красного, это значит, что художник агрессивен и возбудим, в нём есть сила воли и повышена активность;
  • жёлтый и оранжевый любят оптимистичные, любознательные, настроенные позитивно;
  • в коричневых красках мир у тех, кто столкнулся с физическим дискомфортом, полон отрицательных переживаний, медлителен в своих действиях;
  • чёрным дети протестуют, стараясь разрушить то, что им не нравится, показывают своё подавленное состояние, требуя перемен;
  • серый цвет – ни о чём, это безразличное отношение, желание скрыться от всех проблем и не замечать тревог.

Так что, цвет в детском рисунке – это важно. Но не стоит забывать, что преобладание чёрного – это не обязательно депрессия, а красный фон не обязательно значит агрессивный настрой против всех. Ведь это может быть «выбор одного дня», когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось бы.

Остановитесь на минутку, если вдруг в детском художестве Вы увидели много красного либо серо-чёрного. Не спешите бежать к психологу. На состояние детской психики указывают и многие другие детали.

Манера рисования

Не меньше, чем цвет, скажет и композиция детского рисунка. Это зеркало детских мыслей. Здесь нам стоит посмотреть на нажим карандаша и целостность линий, размер и расположение рисунка на листе.

Нажим

Зная технику художественного рисования, взрослые могут возразить, что нажим карандаша – это специальный приём. Согласна, но только не в этом случае. В отношении с детьми, малообладающими техникой рисования, сила пользования карандашом – это показатель тонуса.

  • Так, когда художник рисует с неуверенным, слабеньким нажимом, едва заметными линиями, можно говорить о робости и пассивности. Иногда весь рисунок либо его большая часть состоит из лёгких штрихов, и это указывает на имеющуюся тревожность.
  • О неустойчивых эмоциях подскажут частые стирания. Когда же лёгкие эскизные штрихи затем выделяются жирно, то можно это расценивать, как попытку взять себя в руки, контролируя тревоги.
  • Небрежные рисунки, часто кинутые на полпути и не дорисованные до конца, принадлежат тем, кто слишком импульсивен. Бывает, что дети настолько жирно чертят контуры, что аж бумага рвётся. Это признаки напряжённости и конфликтности, агрессивности и возможной гиперактивности.

Размер

Имеет значение. Здесь будем ориентироваться на установленные в психологии нормы: размер самого крупного объекта на листе А4 должен быть не более 2/3. Что значит, если художник «не влезает» в общепринятое правило?

  • Когда человек или животное на листе значительно больше, чем надо, занимает всё пространство и даже не вмещается в каких-то частях, задумайтесь о детских тревогах и стрессах.
  • Если рисунок настолько малюсенький, что еле видно его, — это признак заниженной самооценки.
  • Эгоиста «сдаст» автопортрет на всё полотно, а «аватаром» одиночки станет маленькое изображение.

Расположение

Нередко дети рисуют, ориентируясь не на весь лист, а предпочитая центр бумаги либо один из краёв. Это тоже имеет своё психологическое объяснение.

  • По центру у ребёнка всегда «живут» самые важные в его жизни люди, а вот самый высокий – значит, самый влиятельный в семье.
  • Хорошо, если в середине рисунка нашли место мама и папа, можно о благополучии в семье не беспокоиться, а вот когда центральное место рисунка занимают неодушевлённые предметы, — значит, у ребёнка есть зацикленность на материальных благах, родители где-то переборщили с материальными поощрениями.
  • Пустота в центре – признак внутренней опустошённости и низкой самооценки.
  • Нашедшим себя по уголкам рисунка родителям психологи советуют больше уделять времени ребёнку, а если вас совсем нет – это повод для беспокойства, так как вычеркнув какого-то человека из своего рисунка, ребёнок таким образом пытается вычеркнуть его из всей своей жизни.
  • Про детей с завышенным чувством собственного достоинства скажут рисунки, стремящиеся к верхней части, но это также может быть признаком «витания в облаках».
  • Дети с неблагополучным эмоциональным состоянием, одинокие, рисуют обычно мелкие изображения внизу листа.

Отдельные детали композиций

Некоторые тонкости могут подсказать, что переживает ваш ребёнок, вырисовывая карандашом объекты на альбомном листе. Вот часто встречающиеся особенности детских рисунков:

  • когда дерево или дом «летают» без твёрдой поверхности, поздравляем! Ваш художник – настоящий фантазёр, без пяти минут Мюнхгаузен.
  • неуверенные в собственных силах усиленно чертят себе линию земли;
  • соединенные вместе руки в цепочке «мама-папа-дети», иногда даже с лапами кошек и собак, говорят о близких и доверительных отношениях в семье;
  • ручки-ножки, словно тоненькие веточки, – ребёнка беспокоит его физическая слабость;
  • большущая голова – не признак большого ума, а предвестник ушедшего в себя художника;
  • куча украшений, декоров и прочих нарядностей подскажет, что ребёнку очень важна оценка и внимание окружающих.

Подробные рисунки, с деталями, чаще рисуют личности творческие, с живым воображением.

Тревожные звоночки

Давайте обратим внимание на то, что больше всего ребёнок любит рисовать. Эти, иногда пропущенные, детали могут стать тревожными звоночками имеющихся проблем. Итак,

  • если на всех изображениях у людей почему-то большущие глаза, это не символ удивления, это больше указывает на скрытые детские страхи;
  • если у нарисованных животных часто есть клыки и когти, стоит задуматься, что внутри сидит подавленная взрослыми агрессия, которая может не вовремя вырваться наружу;
  • если все домочадцы рисуются на альбомном листе в одной стороне, а сам ребёнок предпочитает «жить» в другой, задумайтесь: вы теряете к себе детское доверие;
  • если на детских рисунках чаще фантастические эльфы и неземные жители, не стоит умиляться, это повод поискать причины дискомфорта существования ребёнка в реальном мире, ему проще «с розовыми очками» да в сказках;
  • если ребёнок «забывает» нарисовать себе рот или уши, у него, возможно, есть трудности с общением, а вот отсутствие рта у кого-то из близких – это скрытое желание маленького художника не слышать этого человека (возможно, он  ребёнка часто ругает).

Вообще, должно насторожить отсутствие любой части, которая есть на рисунке у всех остальных.

Самым тревожным звоночком, который никак нельзя пропускать мимо родительских глаз, психология считает отсутствие самого юного художника в собственном рисунке семьи. Такая картинка – предвестник того, что ребёнку не нашлось достойного места дома среди вас.

Все эти приёмчики, позволяющие раскрыть тайну детского рисунка, тогда правильно используются, когда:

  1. дано максимальное количество цветов на выбор;
  2. предоставлен бумажный лист большого размера;
  3. карандаши дают возможность  проанализировать нажим;
  4. художник рисует свой мир так, как его видит он, без назойливых подсказок взрослых.

Пользуйтесь расшифровкой детского рисунка как лакмусовой бумажкой, и не забывайте решать детские проблемы сразу по мере их появления, а не спустя, когда бывает поздновато. Ну что, пойдёмте, порисуем!

Не забудьте добавиться в нашу группу «ВКонтакте» и подписаться на новости блога, чтобы точно не пропустить ничего важного и интересного!

Удачи Вам!

Ваша «ШколаЛа»)

Источник: http://shkolala.ru/vneshkolnaya-zhizn/rasshifrovka-detskogo-risunka/

Психология детского рисунка — все, что не сказано вслух

Детские рисунки, на которых взрослые не видят то, что задумывалось

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать.

Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны.

Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  4. страхи и скрываемые переживания;
  5. тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок.

Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти.

Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

  • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
  • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
  • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

  • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
  • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
  • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
  • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
  • Фиолетовый – цвет фантазеров.
  • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция.

Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны.

Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

  • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
  • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
  • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
  • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
  • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
  • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
  3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Источник: https://szabotoi.ru/razvitie/risunok

10 мифов о рисовании, которые блокируют ваш прогресс

Детские рисунки, на которых взрослые не видят то, что задумывалось

Рисование кажется увлекательным навыком. Оно позволяет вам выплеснуть свои идеи, показать их другим в форме и цвете. И это всё при помощи нескольких простых инструментов! Не удивительно, что так много людей мечтают научиться рисовать. К сожалению, этот вид мастерства не всегда легко достижим.  Почему он сложнее, чем, например, игра в шахматы или готовка?

В этой статье я хочу показать вам, что, несмотря на сложность рисования, иногда вы мысленно преувеличиваете его сложность. Эти ментальные преграды удерживают вас от обучения и приносят ненужные разочарования. Если вы осознаете их, они исчезнут, и вы наконец-то сможете свободно учиться!

1. Рисование – это простой узкопрофильный навык

“Я не могу рисовать” – очень коварная формулировка. Обычно люди, которые так говорят, на самом деле имеют в виду: “Я не могу рисовать вещи, которые выглядят реалистично”. Но вместо того, чтобы понять, что делает рисунки реалистичными, они сдаются в самом начале, потому что, ну..умеете вы рисовать или не умеете – нет другого выхода. 

Откуда такая уверенность? Когда вы были ребёнком, вы много рисовали. И вы умели это делать – в этом никогда не было сомнений. По крайней мере до того как заметили, что некоторых детей хвалят чаще, чем вас.  Вы поняли, что ценнее те рисунки, которые больше схожи с реальностью. Ваши не были похожи, как вы ни старались, поэтому со временем вы пришли к выводу, что не умеете рисовать.

Это как если бы ценность рисунка была скрыта в вашем определении этого навыка – так же, как когда вы говорите «Я не умею готовить», вы имеете в виду «Я не умею хорошо готовить», что не то же самое, что «Я не умею плавать” или “Я не умею играть в шахматы”.

Как и в каждом навыке, в рисовании есть спектр мастерства. Прежде всего, есть граница между 0 (“я не умею”) и 1 (“я немного умею”). Затем идут другие уровни, каждый из которых достичь труднее, чем предыдущий.  10 – это совершенство, и его достичь невозможно, как и скорость света. Вы можете преследовать эту цель, но чем дальше, тем медленнее прогресс.

Удивительно, но многие люди воспринимают рисование как навык с двумя уровнями: 0 (“я не умею”) и 10 (“я умею в совершенстве”). Если вам нравятся чьи-то рисунки – этот человек умеет рисовать, а если не нравятся – не умеет. Проще простого! И простодушная вера в это способна разрушить ваши мечты о рисовании. Как реально можно перепрыгнуть эту огромную пропасть между 0 и 10 уровнями?

Как и в случае с готовкой, правда в том, что в рисовании существует множество уровней мастерства. Уровень 0 – для тех, кто не может держать карандаш и рисовать штрихи.

А вы можете? Вот, вы уже на 1 уровне! Помните, что этот список создан исключительно мной и не основан на каких-либо научных исследованиях.

Для вас это может выглядеть по-другому, в зависимости от того, чего вы хотите достичь и что подразумеваете под “умением рисовать”.

  1. Вы можете держать карандаш и рисовать штрихи.
  2. Вы можете рисовать простые геометрические формы, но не контролируете процесс – они получаются или нет. Вы также умеете соединять линии из другого рисунка.
  3. Вы умеете целенаправленно рисовать простые геометрические формы.
  4. Вы умеете приблизительно копировать то, что видите – делать наброски и штриховку.
  5. Вы собираете в голове визуальные образцы и можете рисовать что-то, не глядя на это постоянно.
  6. Вы анализируете реальный мир, поэтому можете создавать что-то новое из кусков реальности (например, человека в позе, которую вы никогда не видели).
  7. Вы используете не только контуры, но и целый ряд техник; вы умеете реалистично штриховать и создавать иллюзию глубины и текстуры без образца.
  8. Вы можете рисовать объекты, которые не выглядят реалистично, но все воспринимают их как настоящие. 
  9. Ваши рисунки из воображения не отличить от фото и/или их стиль лучше, чем реальность. Вы создаёте новые миры и измерения собственным разумом и карандашом, и делаете это невероятно быстро. 
  10. Вы умеете рисовать всё, и делаете нереалистичные объекты даже более реальными, чем настоящие.  Больше нечему учиться.

Как я писала ранее, расстояние между уровнями растёт в геометрической прогрессии, и это означает, что с каждым уровнем всё сложнее продвигаться вперёд. Это также означает, что самое начало легче освоить, чем следующие уровни.

Существует больше начинающих (1-2) и продвинутых новичков (3-4), чем профессионалов (5-7).

Очевидно, что гуру рисования (8-9) очень немного, а совершенных художников (10) нет вообще, хотя “гуру” могут безнадёжно преследовать этот уровень до конца жизни.

А: время; В: уровни мастерства

Почему мы разбиваем все эти уровни на пары? Потому что легче отличить рисунок, который вам нравится, от рисунка, который не нравится. Когда вы новичок, это всё, что у вас получается увидеть.

Художнику нужно немного больше опыта, чтобы заметить разницу между стилями и отметить ошибки в несомненно красивых рисунках.

Когда вы новичок, вы не можете заметить ошибку, потому что вы не знаете как выглядит эта ошибка! Поэтому остаётся только говорить: “Я мечтаю так рисовать” (10) и “Даже я могу так нарисовать” (0).

Всё это ведёт к другому ложному представлению:

2. Вы не можете научиться рисовать, если вы не родились с этим талантом

Как вы заметили, для новичка существует огромная пропасть между тем, что он умеет и тем, чего хочет достичь. В то же время, они видят как люди… просто делают это. Вы пытаетесь нацарапать несколько линий, чтобы сделать схематичного человечка, а они в тот же отрезок времени рисуют реалистичного человека. Как это возможно?

Во многих своих статьях я поднимала вопрос о таланте, потому что это самый разрушительное утверждение из всех. Он в самом начале отнимает у вас надежду. Это вера в то, что если вы попытались рисовать и вас не похвалили за результат, вы бездарны и никогда не научитесь рисовать. Просто… прекратите пытаться.

Таким образом, комплимент “Я мечтаю рисовать как ты” обретает странный смысл. Это всего лишь выражение печали, что вы не родились с талантом рисовать, не так ли? Но по-настоящему нечестно, когда вы сравниваете свою печаль с печалью человека, который потерял зрение. Он не умеет рисовать, а вы думаете, что у вас одинаковый уровень неспособности?

Талант – это набор характеристик, который делает человека более способным к рисованию. Талантливые художники проходят через первые несколько стадий быстрее, чем остальные, но это не постоянно.

В основном, они “застревают” на 4 уровне. “Застревают” – самое подходящее здесь слово.

Они так легко прошли через первые уровни, что даже не заметили, что учились, и теперь ожидают, что будут так же расти до 10 уровня.

Обратите внимание, что уровни после 4 более активные: “соберите”, “проведите анализ”. Здесь больше нет случайностей, поэтому художнику нужно приложить усилие.

Вот почему талант может обернуться препятствием. Если вы действительно чему-то учились с самого начала, вы привыкаете продолжать учиться всё более сложным вещам.

Для талантливого человека это всё равно что впечататься в стену после плавного движения!

Разве талантливым людям легче в начале? Да, но преимущество не такое большое, как мы привыкли думать. Это как +5 очков преимущества, когда нужно набрать 100 очков до хорошего уровня.

Даже если вам кажется, что человек родился на 4 уровне, не забывайте, что эти первые четыре уровня пройти легче всего! Не так сложно им научиться, если вы примете тот факт, что вы должны учиться – навык не придёт просто так.

Когда вы видите как красивый рисунок создаётся за минуты, это не значит, что человек талантлив.  То, что вы видите во время этих нескольких минут – результат многих лет практики, а не рождения с неким преимуществом в обучении.

На 3 уровне существует множество талантливых художников, которые понятия не имеют, что они талантливы, т.к. сравнивают себя с кем-то, кто работает над своим мастерством.

Кто в какой-то момент заметил, что рисование нужно активно изучать.

Если вы ждёте, что умение рисовать придёт к вам автоматически во время рисования, и этого не происходит, вы вините себя в отсутствии таланта. Но умение рисовать что угодно мало связано с обучением рисованию. Вы можете нарисовать сотни рук, а прогресса не будет, если вы сначала не разобрали их строение. Не ждите, что умение по волшебству придёт к вам – вместо этого начните учиться!

3. Рисунки либо выходят, либо нет

В продолжение темы о таланте. Когда рисуют новички, они ничего не создают. Они просто думают о чём-то, нажимают на карандаш и надеются на лучшее. Это идеальные условия для мифа о таланте! Потому что когда вы не контролируете результат, вы можете только “надеяться на лучшее”.

Правда в том, что что-то “выходит” только тогда, когда оно запечатлено в нашем мозгу – как ходьба или речь. Эти действия не требуют нашего внимания, т.к.

мы приложили достаточно усилий в прошлом, чтобы им научиться. Первые несколько уровней навыка рисования основаны на том, что мы уже умеем – вот почему они так легко даются некоторым людям.

  К примеру, держать карандаш – это тот же навык, что и держать ложку. 

Чем выше мы находимся в спектре навыков рисования, тем больше они отделены от реальности.

Почему вам обязательно вспоминать как выглядит кошка (уровень 5), если вы можете пойти и взглянуть? Для чего анализировать как сгибается человеческое колено (уровень 6), если и ваше прекрасно работает? Умения, основанные на этих действиях, невозможно развить, поэтому ваш мозг не может их использовать для того, чтобы реалистичный рисунок получился без вашей помощи. 

У опытных художников в голове запечатлено множество сложных умений.  Когда они с нуля рисуют анатомически правильный человеческий силуэт без всяких направляющих линий – это результат часов активной работы. То же самое касается любого навыка – если вы долго и усердно практикуетесь, со временем у вас будет получаться автоматически.

Это выглядит как магия только когда вы не понимаете

Талантливый новичок видит рисунок как что-то, что “вышло”. Вы начинаете рисовать в детстве потому что можете, и вы замечаете, что чем больше рисуете, тем лучше становятся рисунки. 

Однако, с таким подходом вы можете дойти только до 4 уровня, т.к. только первые несколько уровней основаны на практическом и “ментальном” опыте – на том, что можно изучить бессознательно. Но если вы обладаете исключительной памятью, вы можете даже достичь 5 уровня, но здесь вы и останетесь. Вы не можете изменить реальность, если никогда не пытались её понять.

Вы можете отличить талантливого художника от опытного по одному простому факту: последний не цепляется за каждый неряшливый эскиз, т.к. знает, что может создать заново или даже нарисовать что-то получше в следующий раз.

Талантливый художник много рисует и когда время от времени “выходит” что-то достаточно реалистичное (случайно, не по опыту!), он сразу же в это влюбляется.

Он не знает, как нарисовал это, поэтому не может создать рисунок заново.

Самое ужасное в том, когда вы не имеете понятия, почему рисунок получился лучше других, и вы не можете научиться на этом опыте. Для опытного художника нет таких рисунков, которые бы не получались – есть только ошибки, которые можно исправить в следующих рисунках.

Не ждите пока рисунок “выйдет”, лучше спросите себя, почему он не вышел

Если ваши рисунки иногда получаются, а иногда нет, пора изменить перспективу.  Хватит ждать, когда ваша рука и мозг объединятся и начнут работать на вас. Возьмите рисунок, который вышел хорошо, и сравните его с тем, который не получился. В чём разница? Что нового вы можете узнать? Что можно использовать в следующем рисунке?

И если рисунок не получился, спросите себя, почему. Из-за чего он выглядит плохо? Почему он вам не нравится? Если вы рисовали волка, и его ноги выглядят слишком длинными и кривыми, узнайте как должны выглядеть волчьи ноги.

Не полагайтесь на свою память! Если ваши практические навыки в порядке, а нарисованное лицо выглядит ужасно, возможно, это потому что вы думаете, что оно так выглядит.

Не так ли? Итак, получится ли у вас описать его по памяти, не рисуя?

Много лет ваш мозг учился рисовать по-своему и сейчас выдаёт свой уровень. Если хотите достичь большего, пора помочь ему!

4. Рисование нужно для того, чтобы впечатлять других

Не по этой ли причине мы хотим рисовать? Детьми мы рисовали для чистого удовольствия и только позже обнаружили, что за хорошо выглядящую мазню нас очень высоко оценивают. И это очень важно для нас! Но если это ваша единственная причина рисовать – приготовьтесь страдать. Вы действительно хотите тратить часы работы над навыком с единственной целью – угодить другим?

Источник: https://design.tutsplus.com/ru/articles/10-drawing-myths-that-block-your-progress--cms-23892

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.