Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

Содержание

Метод конспектирования Корнелла

Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

Быстро записать лекцию со слов преподавателя, оформить конспект так, чтобы через месяц он пригодился в подготовке к экзамену — навык, которому не учат ни в школе, ни в ВУЗах.

Диктофоны, видеокамеры — студенты применяют любые технические новинки, чтобы облегчить трудный учебный процесс.

статьи

Но, оказывается, что доверяя технике сделать точную копию урока, студенту впоследствии приходится тратить втрое больше времени на повторение пройденного. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.

Преподаватель Cornell University (США) профессор Walter Pauk предложил ученикам колледжей методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод конспектирования Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся других стран.

В чем суть методики?

Рассказывая о придуманной методике, профессор Паук в своей книге предлагает не механическое перенесение слов оратора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Шаблон конспекта по методу Корнелла

Работа над материалом проходит в три этапа:

  1. Запись важных моментов лекции.
  2. Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  3. Итог — домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене.

На конкретном примере

Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.

Есть следующий исходный текст:

«В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Сенаторы решили отметить его возвращение и постановили воздвигнуть на Форуме (главном месте Рима) памятник Августу.

И не просто грандиозный каменный монумент, архитектура которого будет напоминать великие деяния императора, а жертвенник — религиозное сооружение, где Август и его приближенные смогут воздать хвалу богам.

Но император выбрал другое место Рима – Марсово поле».

Образец краткой записи того текста, который приведен выше:

С чего начать?

Лист (формат А4) или тетрадную страничку надо разлиновать. Проведите вертикальные линии:

  • сверху — для названия темы;
  • снизу — для личных выводов об услышанном на лекции (5-6 предложений).

После, одной горизонтальной линией, разделите лист на две неравные колонки:

  • левая (5 см) — для вопросов, относящихся к теме.
  • правая — для краткой записи основных моментов.

Можно для начала скачать готовый шаблон, а после разлиновывать лист самим.

Приступаем к работе

  • Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.
  • Пользуйтесь личной системой сокращения (жертвенник — жер.).
  • Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.
  • В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».
  • В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование.
  • Перечертите необходимые диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Как готовиться к экзамену?

  1. В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке.
  2. Закройте правую часть и ответьте на потенциальные вопросы, которые составили сами.

  3. Выделите маркером главную мысль изучаемой темы.

Такая проработка материала, в отличие от утомительной зубрежки, даст положительные всходы.

Понимая причины, логику, последовательность событий, даже самый робкий ученик докажет, что он разбирается в предмете.

Кому подходит?

Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.

Если в изучаемом предмете темы плавно перетекают в следующие, а способы их исследования меняются, то метод Корнелла лучше заменить другим видом конспектирования.

Итог

Корнелльским методом студенты пользуются давно (более 60 лет). И отзывы учеников, изучивших эту нетрудную систему, доказывают ее эффективность:

Ангелина, СамГУ (Самарский университет):

«Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись. Но к экзамену подошла со счетом 18:7, т. е.

18 листов с личными пометкам, вопросами и выводами, а 7 листов написанных по старинке, без домашней проработки. И мне казалось, что вижу эти 7 листов впервые. Ничего не помнила! Зато «проработанные» 18 лекций почти не пришлось учить.

Всего 20 минут самостоятельного анализа, сэкономили часы в предэкзаменационный период!»

«Как записывать лекции? Cornell note taking!»

P.S. Рекомендую другие статьи:

Культуры знание облегчает понимание

Самостоятельное проживание: какой опыт и уроки можно из него вынести

Что выбрать для учебы: ПК, ноутбук или планшет?

ТОП-20 профессий будущего: мировые тенденции

Хочу поступить в немецкий колледж (Studienkolleg)

Источник: https://icdialogue.ru/dlya-polzy-dela/metod-konspektirovaniya-kornella

Метод Корнелла: как правильно и быстро вести записи?

Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня я расскажу о том, что такое метод Корнелла, как именно он возник и чем удобен. А также поделюсь рекомендациями о том, как им правильно пользоваться, чтобы достигнуть максимально эффективных результатов в своей деятельности и не упустить из виду важной информации.

В школах, университетах, техникумах и прочих образовательных системах не учат одному важному умению – правильному конспектированию. Кто помнит, как вслед за преподавателем пытался успеть записать лекцию слово в слово? А как потом болят пальцы и рука? И как сложно разобрать материал, потому что в спешке почерк становился неузнаваемым даже для его владельца?

Школьников и студентов очень легко отличить по мозоли на внутренней стороне среднего пальца.

Современные молодые люди, «грызущие» гранит науки умудряются делать видео — записи, чтобы была возможность, подготовится к сессии.

Но разве реально потом пересмотреть целую подборку лекций за семестр непосредственно перед экзаменом? Выход из таких сложных ситуаций нашёл Уолтер Паук, ещё в далёком 1950 году.

Преподавая в Корнельском университете, он увидел, как мучаются его студенты, и предложил совсем новый способ конспектирования, который им пришёлся по душе. А всё потому, что помогает систематизировать полученный материал. Из-за того, что мало «воды», то есть совсем ненужных предложений, не несущих полезной информации, становится проще понять и запомнить эту лекцию, выступление и прочее.

Даже через длительное время, открыв конспект, вы сможете вспомнить, о чём именно шла речь в тот день. Интересно? Тогда давайте рассмотрим основы этого метода.

Инструкция

Всё довольно просто. Следует взять обычный блокнот или тетрадь и разделить лист на три ячейки. То есть, нарисовав изначально горизонтальную линию, отступив от нижнего края страницы примерно на 5-6 см. После чего вертикальную по всей длине листа, только отступив примерно 6 см от левой его части. Получится, что теперь ваш лист состоит из трёх секций – основные мысли, заметки и резюме.

Теперь, когда вы будете читать учебник или слушать лекцию, важные и стоящие идеи выписывайте в самую «толстую» колонку, которая подписана, как заметки. Старайтесь оставлять пространство между предложениями, вдруг вам захочется внести дополнения.

Когда конспектирование материала завершено, попробуйте в левой стороне записать основные моменты, о которых шла речь, даты, термины, имена и прочее, главное, кратко. После чего снизу укажите саму суть этой темы, что важного в ней и вообще, какой смысл.

Запутались? Посмотрите, как это должно выглядеть (я изобразила более дополненный вариант таблицы):

Этот способ стал настолько популярен, что в США даже продаются специальные блокноты, за основу которых взят шаблон Уолтера. А в некоторых университетах призывают студентов вести конспект только таким образом.

Рекомендации

  1. Используйте цветные ручки для того, чтобы выделить новые тезисы, имена или под темы. Так впоследствии будет проще сориентироваться и увидеть необходимую информацию.
  2. На часто повторяющиеся слова придумайте свои символы. Так вы сэкономите время, силы и пространство.

  3. Избегайте длинных предложений, попробуйте перефразировать их так, чтобы они состояли не более, чем из 6-7 слов.
  4. Чтобы ваши записи выглядели как произведение искусства, и было желание их периодически просматривать, усовершенствуйте свой почерк.

    Изучить азы каллиграфии вы сможете, посмотрев эту статью.

Применение

Даже если вы давно уже не учитесь в школе или институте, вам всё равно будет полезен метод Корнелла. Например, при подготовке к совещанию, публичному выступлению или даже собственной лекции.

Краткие записи с основными идеями помогут сконцентрироваться и не упустить даже малейших деталей. Также применение ему можно найти и во время собраний.

Пока руководство вещает о новых реформах компании, новостях и задачах – у вас уже всё будет зафиксировано.

И что немаловажно, этот шаблон также можно использовать при планировании. Да, вместо еженедельника.

Только в левую колонку выписывать основные задачи, а в правой стороне – разбить их на подзадачи, и сопутствующие дела. В самом низу указать результат, которого бы хотелось достичь к концу недели.

После чего делать заметки, удалось его достичь или нет. Так вы даже сможете проследить свою эффективность.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Хочу порекомендовать посмотреть статью «Как пользоваться интеллектуальной картой: методы и примеры программ», ведь с помощью интеллектуальных карт также легко вести конспект. Успехов вам в освоении этого интересного метода!

Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: https://qvilon.ru/samorazvitie/metod-kornella.html

Метод Корнелла. Как эффективно вести записи?

Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

Метод Корнелла настолько универсален, что может пригодиться любому, кто часто ведет записи любого формата.

Далеко не секрет, что записи, сделанные вручную, намного лучше заметок в электронном устройстве.

Во-первых, при написании текста на бумаге вы более сосредоточены и внимательны. Во-вторых, задействована не только зрительная, но и моторная память. Поэтому качество и скорость запоминания информации в несколько раз выше при использовании ручки и бумаги.

К сожалению, не все записи можно легко «расшифровать», особенно если вы торопились записывать за оратором. Через пару недель в куче сокращений и закорючек можно и вовсе не разобрать смысла.

Чтобы этого избежать, воспользуйтесь методом Корнелла.

Основные положения

Можно купить такой готовый блокнот в канцелярском магазине, либо сделать электронный документ и распечатать его, либо расчертить страницу самостоятельно.

Для ведения записей по методу Корнелла подойдет любой блокнот или тетрадь. Желательно, чтобы на листах не были отмечены поля.

Шаг 1: Отступите 5 см от нижнего края и проведите жирную горизонтальную линию.

Шаг 2: Отмерьте 5-7 см от левого края и проведите жирную вертикальную линию до горизонтальной линии.

В итоге вы получите лист, разделенный на три части:

  1. Левая — для основных тезисов и вопросов, которые появились по ходу ведения записи.
  2. Правая — для основного текста.
  3. Нижняя — для подведения итогов.

Основные примеры использования метода Корнелла

Существует не мало ситуаций, где это метод может стать для вас палочкой-выручалочкой. Мы приведем лишь самые основные.

Метод Корнелла для конспектирования лекций

В правой графе сверху листа напишите название лекции и дату ее проведения.

В левой графе записывайте только ключевые тезисы. Не стоит выписывать все подряд. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше.

Не забывайте записывать в левую колонку вопросы, которые у вас возникли при прослушивании лекции. Делайте пометки в тех местах, куда позже стоит вернуться и подробнее разобраться в написанном.

Внимание! Левая колонка заполняется при перечитывании лекции. Данную процедуру лучше всего сделать в этот же день, в крайнем случае на следующий, пока свежи воспоминания в голове.

Если есть фразы, в которых имеются ошибки, то сразу же исправьте их. Не откладывайте на более позднее время.

Таким образом, в левой части должны быть:

  • краткие выжимки;
  • основные мысли;
  • вопросы, которые у вас появились.

С правой частью все просто — там содержится основной конспект, который вы записываете с доски или под диктовку преподавателя.

В нижней части листа вы записываете резюме лекции. В него входит главная мысль и основные моменты, записанные своими словами. Если вам с легкостью удалось проделать такую работу, то вы усвоили материал занятия.

Не нужно стараться все уписать на одном листе. Разделите лекцию на части, чтобы по блокам было легче воспроизвести ее в памяти. Если перенести на следующую страницу не удалось, проведите черту между логическими частями.

Резюмировать лекцию можно не только целиком, но и по отдельным главам.

Лекции, записанные при помощи метода Корнелла, позволят вам быстрее подготовиться к экзаменам и глубже усвоить материал. Ведь важно не просто записать текст, но и понять его. Иначе вы не сможете применить эти знания на практике.

Вы будете запоминать материал по мере обработки лекции. А чтобы освежить знания в памяти — нужно лишь прочесть левую колонку и резюме.

При подготовке к экзамену можно устроить себе тест. Закройте правую часть листа и постарайтесь восстановить написанное по тем подсказкам, что видите слева.

Метод Корнелла на деловых встречах и собраниях

  1. Записи справа — основная информация, записанная по ходу разговора.
  2. Записи слева — главные идеи и мысли, которые вы вынесли из встречи.
  3. Записи снизу — резюме встречи.

Скорее всего, записи будут сумбурными, так как это не лекция. Собеседники будут говорить о разных вещах, иногда перескакивая с темы на тему. На первый взгляд, встреча может показаться бесполезной.

Но ваше ощущение может измениться после анализа написанного.

Метод Корнелла при подготовке к выступлению

  1. Записи слева — основные тезисы выступления.
  2. Записи справа — подробное раскрытие каждого тезиса.
  3. Записи снизу — итоги и главная мысль презентации.

Когда вы записываете материал вручную, то более детально можете не только обдумать свое выступление, но и запомнить его.

А чтобы перед выходом на сцену повторить доклад — просто прочтите основные тезисы.

Метод Корнелла при составлении плана на неделю

  1. Записи слева — планы на неделю.
  2. Записи справа — разделение планов на мелкие дела.
  3. Записи снизу — главная задача на неделю или основная цель недели.

Метод Корнелла позволит вам раз и навсегда избавиться от хаоса, царящего в записях. Вы обретете логичную структуру не только в заметках, но и в собственных мыслях!

Источник: http://www.vdovgan.ru/metod-kornella-kak-vesti-zapisi/

Примеры использования метода Корнелла

Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

Вас выручит метод Корнелла. Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам. Метод Корнелла наводит порядок в хаотичных студенческих записях и позволяет легко подготовиться к экзаменам.

Однако заметки в блокноте часто превращаются в беспорядочный набор закорючек, среди которых уже через пару недель невозможно найти нужную информацию.

Итак, в левую графу должны попасть только основные тезисы, вынесенные из заметок, и ответы на вопросы, которые вы задали сами себе, пока слушали лектора.

Резюме в нижней части листа — главная мысль лекции, выжимка из того, что вы услышали, записанная вашими словами.

Метод Корнелла вытащит вас из хаоса беспорядочных записей. Рассмотрим пример на русском языке, как пишутся конспекты по методу Корнелла.

Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование. Ваш бланк должен предназначаться исключительно для заметок в стиле Корнелла.

Если вам нужен легкий путь, воспользуйтесь интернетом для поиска шаблона для заметок Корнелла.

Система заметок Корнелла больше всего подходит для предметов, которые основаны на четко определенных темах и представлены в последовательном или ином логическом порядке.

Левая — для основных мыслей и вопросов. В графе «Заметки» конспектируйте ключевые моменты. А вы усвоите его во время обработки лекций. Левая графа («Основные мысли») — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи. Это ведь не лекция. Левая графа («Основные мысли») — планы на неделю.

Запись важных моментов лекции. Такой подход к предмету, поможет студентам не только запомнить материал, но и легко ориентироваться в теме, быть готовыми к вопросам на экзамене. В короткий срок (уже дома) вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы под нижней горизонтальной линией.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

В подготовительный период сосредоточьте внимание на резюме (в конце конспекта) и вопросы в левой колонке. Прочитала книгу Паука в оригинале, так как русского варианта не нашла. И заразилась его идеей нового подхода к конспектам. Не всегда получалось дорабатывать сделанную на лекции запись.

Это широко используемая система для фиксирования материала на лекции или при чтении, и для анализа и сохранения этого материала. Начертите вертикальную линию вниз в левой части листа бумаги.

Самый большой раздел страницы оставьте для записи заметок на лекции или при чтении. Если вам предстоит много конспектировать и/или вы желаете сэкономить время, вы можете найти пустые шаблоны для создания заметок в стиле Корнелла.

В верхней части страницы отметьте название предмета, дату и тему лекции или материала.

Во время прослушивания лекции или чтения текста делайте записи только в правой стороне страницы. Чем проще, тем лучше. Рассматривайте свои заметки в качестве плана лекции или прочитанного материала.

Если есть то, что вы не понимаете, или хотите об этом узнать больше, кратко запишите это в заметках.

Из правого раздела выберите основные идеи или ключевые факты и в левой колонке напишите их сокращенные варианты.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Вы можете воспользоваться такими обзорами в качестве руководства для заметок, и рассмотрите их в качестве варианта обобщения, которое вы будете писать внизу своей страницы заметок. Прочтите свои заметки. Закройте рукой или другим листом бумаги правую сторону страницы (колонка для записи заметок).

Часть 3 из 4: Обзор и внесение дополнений в заметки

Это должно привести к уменьшению левой колонки и увеличению правой. Получите базовые знания по теме, для которой собираетесь делать заметки, и ознакомьтесь с форматом текста. Делайте записи в правой колонке. И, наконец, обобщите свои записи в отдельном параграфе. Относитесь к своим заметкам как к конспекту. Не пишите слишком быстро, иначе ваши заметки будут запутанными и неряшливыми.

Часть 4 из 4: Использование готовых заметок для изучения

В школе нас всех учили писать под диктовку. Когда вы пишете на бумаге, вы более сконцентрированы и внимательны. Не нужно записывать всё подряд. Левую колонку вы заполняете, когда перечитываете записанную лекцию.

Не откладывайте эту задачу, лучше провести анализ в тот же день или хотя бы на следующий, пока в голове свежи воспоминания. Не утрамбовывайте лекцию на одном листе, но разделите её на логические части.

Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией.

Нижняя часть — резюме. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль. Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы. Резюме — главная цель недели. А потому пока нет лучшего изобретения для конспектирования, чем простая ручка и бумага.

В 13 году до н. э. Август вернулся из длительной экспедиции на Запад, где он инспектировал положение дел в Галии и Испании. Основные идеи лектора заносите в правую колонку.

Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент.

В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Предложенная система удобна для записи предметов, основанных на точно сформулированных темах, имеющих логический порядок.

Источник: http://zdravbaza.ru/primeryi-ispolzovaniya-metoda-kornella/

Способы конспектирования и записи лекций

Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

Конспектирование – это умение быстро мысленно произвести анализ текста и записать на бумаге самое важное. Существует большое разнообразие способов конспектирования лекций.

Однако, подобным навыкам, к сожалению, нигде специально не обучают. В то же время, умение конспектировать очень важно для студентов и школьников. Без умения быстро и грамотно писать лекции нельзя рассчитывать на получение хороших знаний.

Но как овладеть этим навыком? Какой способ конспектирования выбрать?

Для тех, кто хочет овладеть навыками конспектирования и записи лекций, есть хорошая новость – существуют способы и технологии эффективного конспектирования лекций, которые разработали для себя люди, добившиеся успехов в различных областях. Взяв их на вооружение, можно овладеть умением конспектирования, значительно облегчив себе жизнь.

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом.

Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей.

Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики.

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе.

Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день.

Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция.

Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре.

Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других.

Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования.

Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется.

Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений.

Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой.

Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах.

Помните: все приходит с опытом!

Источник: http://www.alto-lab.ru/shkola/sposoby-konspektirovaniya-lekcij/

5 необычных техник конспектирования

Метод Корнелла: идеальный способ вести записи. Лайфхак для школьников и студентов

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — 5 полезных техник конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4.

Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.

В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров).

По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать.

После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College».

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог. Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке.

Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров.

Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Microsoft».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте.

И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления.

Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку.

Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи.

Источник: http://www.selfcreation.ru/chelovek/5-neobychnyx-texnik-konspektirovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.