Опять двойка! Почему крики и скандалы не помогают исправлять плохие оценки и как советуют действовать психологи

Содержание

Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки

Опять двойка! Почему крики и скандалы не помогают исправлять плохие оценки и как советуют действовать психологи

Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее.

К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным.

 Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину.

Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится.

Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

Причина первая: оценки не характеризуют человека

Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является.

Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника.

Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи.

Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи.

Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться.

Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника: избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше.

Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника.

К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится.

Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.

https://www.youtube.com/watch?v=tB2kboHAdHg

Несмотря на то, что полностью игнорировать плохие оценки нельзя ни в коем случае, ругать за них ребенка тоже не стоит: ваши действия могут привести совсем не к тому, чего вы ожидали.

Ваша ругань может негативно воздействовать на неокрепшую психику ребенка: ранее мы уже рассказывали о том, почему на детей никогда нельзя кричать.

 Советы из нашей статьи, которую вы можете прочитать, перейдя по ссылке, обязательно помогут вам переосмыслить свое отношение к малышу и сделать правильный выбор.

Расскажите, как думаете вы: стоит ли «муштровать» ребенка, заставляя его учиться лучше ради его же будущего, или же нет? Своим мнением делитесь в форме комментариев на нашем сайте, а также не забывайте нажимать на кнопки: нашей публикацией вы можете поделиться в социальных сетях, и тогда ваши друзья тоже увидят ее  и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

5 сентября 05:42

Источник: https://gurutest.ru/publication/pochemu-nelzya-rugat-rebenka-za-plohie-otsenki/

Ругать ли ребенка за плохие оценки: что говорят психологи?

Опять двойка! Почему крики и скандалы не помогают исправлять плохие оценки и как советуют действовать психологи

Евгения Климкович

Доброго дня, уважаемые родители! Признайтесь, у кого из вас в школьные годы не было в дневнике плохих отметок? Даже если кто-то и заядлый отличник, наверняка двойки были у каждого.

А теперь вспомните, какова была реакция ваших родителей? Скорее всего, Вы наталкивались на суровый взгляд отца или повышенный голос матери, готовых в сию же минуту отправить Вас мести метлой дворы или тряпкой намывать подъезды. Ведь именно такую перспективу даже сегодня многие родители прочат своим «преуспевающим» в учёбе  детям.

А как на самом деле правильно: ругать ли ребёнка за плохие оценки, хвалить ли за то, что он ещё хоть как-то умудряется «переваливаться» из класса в класс либо успокаивать получившего «неуд» отличника, что «у всех бывает»?

План урока:

  • 1 Как оно часто бывает
  • 2 Важность отметок
  • 3 А как должно бы быть?

Как оно часто бывает

Устоявшаяся статистика: узнав о полученной ребёнком двойке, мы невольно «включаем» негативную реакцию. Правда? Конечно! Мы начинаем злиться, пробуем прочитать нотацию, что нужно вовремя всё учить, сопровождаем это повышенной интонацией и на невербальном языке пальцев рук недовольно возмущаемся.

Что мы имеем взамен? Столкнувшись пару раз с такой агрессивной реакцией, когда отчитывают, даже не вникнув, а почему «опять двойка», школьник уходит в себя, замыкается и попросту не доводит до сведения итоги своей «успеваемости», отодвигая порицательную процедуру как можно дальше, пока «тайное не станет явным».

Пронесло раз-два-три, и не говорить, что что-то не получается, входит в устоявшуюся привычку, сопровождаемую ложью и утаиванием истинного положения вещей. И мы начинаем возмущаться уже по другому поводу: «Да он (она) ещё и врёт!» Хотя, по мнению психологов, такое враньё — это не что иное, как простая попытка ребёнка защититься от родительских агрессивных нападок.

Чем это заканчивается? Как правило, классикой жанра – к подростковому возрасту ребёнка мы с ним не можем говорить на одном языке.

Наши дети, как мы начинаем говорить, «становятся неуправляемыми»: родителей не слышат, претензии игнорируют.

И что интересно, мы ведь не роемся в глубине памяти и не ищем причины такого поведения, а продолжаем читать нотации с уверенностью, что наконец-то всё изменится. Увы, уже не изменится.

И вот ведь парадокс: казалось бы, обычная двойка, с кем не бывает, а сколько последствий! Приведу мнение психологов, которое даст однозначный ответ на наш вопрос: ругать школьника 7-12 лет за плохую отметку в школе просто не имеет смысла. В этом возрасте дети не способны ещё мудро оценивать ситуацию и сделать правильные выводы из Вашей критики. Вывод будет лишь один: «Я плохой!» Так нужно ли?

Важность отметок

В наших школах от системы оценок освобождены только лишь первоклашки, которым в тетрадях в первый год учёбы педагоги рисуют улыбки и хмурые личики. Для всех остальных – это мерило, когда к ребёнку липнет ярлык «двоечник» и «отличник».

При этом классическая российская школа привыкла навязывать стереотип всеобщего оценивания и раздавать штампы публично: спросите, как учится тот или иной ребёнок, и большая часть учеников, не говоря об учителях, расскажет Вам в красках о его успеваемости. И это становится либо комплексом либо возносит на пьедестал, приучая к зависимости от оценки окружающих на всю последующую жизнь.

Да, для нас, родителей, школьные оценки зачастую тоже имеют немаловажное значение. Мы считаем, что это показатель будущего успеха ребёнка, «зелёный свет» для поступления в лучшие ВУЗы страны и стремительно летящая вверх карьера. Но вынуждена вас огорчить: это не 100%-ный счастливый билетик, открывающий все двери. Нет! Это лишь половина будущего успеха.

Но без оценок никак. Именно поэтому нужно объяснять, для чего есть в школе «пять», а для чего ставят «два», и почему нелишним станет хорошо учиться, но при этом плохие отметки – не всегда показатель незнания, а повод подтянуться.

И что это вовсе не потому, чтобы сказать отличной оценкой, что «ты сегодня хороший», а «двойкой» показать, что «ты плохой». Это в первую очередь, оценка трудов и повод поработать над пробелами. Вообще психологи советуют не заострять внимание на полученных «2» и «3», когда это мелькает лишь изредка. Но при регулярном появлении «красных лебедей» стоит поискать причины.

  • Это может быть слишком сложная школьная программа, которая не по силам ребёнка без учёта его природной склонности к тем или иным наукам.
  • Причиной неуспеваемости нередко становится потеря мотивации к учёбе либо задержавшаяся депрессия, когда становится просто неинтересно учиться хорошо.
  • «Двойки» ученик нередко получает по вине учителя, например, из-за предвзятого отношения к нему педагога либо по причине низкой квалификации учителя, неполноценно объясняющего детям учебный материал.

А как должно бы быть?

Итак, теперь для нас очевидно, можно ли отчитывать своего школьника за плохие оценки. Нет, не можно! Родительская ругань – не помощник в учёбе, а лишь повод поселиться неуверенности и вызвать отвращение ко всему учебному процессу в принципе.

Так что же нам, возмущённым родителям делать? Вед тут «палка о двух концах». Если не обращать внимание совсем, так можно и запустить всю учёбу, поднять которую на должный уровень будет ой как сложно.

  • В первую очередь, «считать до десяти», то есть, не рубить с плеча сразу, а успокоиться. Мир на двойке не рушится. И от Вашего спокойствия зависит конструктивность разговора. Главный вопрос: почему так произошло, и что не хватило, чтобы справиться успешно?
  • Во-вторых, если причины «не стоят выеденного яйца» (например, чуток знаний не хватило, немного не справился с волнением) и не носят регулярный характер, стоит обсудить, как выровнять ситуацию и помочь исправить плохую отметку. И не отказывайте в помощи, отдав это на откуп самому ученику, особенно в начальных классах, когда не все дети справляются с трудными задачами самостоятельно.
  • Когда плохая отметка стала следствием банальной лени, на что пусть ребёнок и имеет малюсенькое право, придётся взять процесс подготовки к урокам под свой жёсткий родительский контроль и в первое время, может, даже и учиться вместе. Почему бы и нет?! Реагировать нужно не на плохую оценку, а на расхлябанность, которая к ней привела. И с этим застойным состоянием придётся бороться только вместе.
  • Если желание получать хорошие оценки пропало, так как «никому это не нужно», поищите мотивацию. Позитивную и правильную. Это вовсе не значит, что нужно сразу ограничить время на прогулки и общение с друзьями. Выход и не в блокировке компьютера и планшета и прятании пульта управления от телевизора. В первую очередь заведите за правило интересоваться учёбой, да и вообще жизнью ребёнка, не только, когда засветятся в дневнике «2» да «3» и Вас попросят срочно подойти в школу. Дайте понять, что детская учёба важна ему первоначально, но и Вам тоже. Ну и поощряйте Вашего ребёнка за успехи словами и делами.
  • Когда школьнику ну никак не даётся какой-то предмет, придётся подумать о дополнительных занятиях. Это раньше учителя разжёвывали всем всё и закладывали чуть ли не в рот каждому, потому двоечником можно было быть только из-за собственной лени. Теперь же ситуация крайне изменилась, причём не в нашу с вами сторону. Педагогам с такой школьной нагрузкой не то что разжевать, успеть бы основу донести. А дальше – сами. Так что если на «сами» нет ни времени, ни знаний, попробуйте обратиться к репетиторам, чтобы подтянуть упавший до плохого уровня предмет.

Можно ли хвалить за пятёрки? Тоже риторический вопрос, ведь главное – не переусердствовать, а то «зазнается» и перестанет учиться. Однако можно и нужно! Но хвалить не за полученные отметки, а за знания, которыми ребёнок готов с Вами поделиться после школьного дня. Хвалить не за «5» по контрольной, а за то, как он с трудными заданиями справился, и что ему в этом помогло. Чувствуете разницу?

Источник: http://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/rugat-li-rebenka-za-plohie-otsenki/

7 способов исправить поведение ребенка без наказания. Часть 1

Опять двойка! Почему крики и скандалы не помогают исправлять плохие оценки и как советуют действовать психологи

Все мы хотим привить нашим детям полезные привычки, научить их заботиться о себе, вести себя в обществе, и многим другим необходимым вещам.

И для большинства родителей актуален вопрос: как воздействовать на ребенка, когда он упорно ведет себя неправильно? Если он не желает подчиняться нашим справедливым требованиям?

Для большинства родителей ответ очевиден: если не помогают объяснения и просьбы, то нет другого выхода, кроме наказаний. Ведь иначе ребенок не научится вести себя правильно, делать то что нужно и не делать то, чего делать нельзя.

Все мы привыкли к идее наказания, она запечатлена в классике: “Преступление и наказание”. Раз человек совершил нечто плохое, он должен быть наказан.

Какого эффекта мы ждем от наказания? Тут может быть несколько ответов:

  1. чтобы человек понял, что так делать плохо и опасно – ждет наказание, и больше не делал;
  2. чтобы восстановить справедливость;
  3. чтобы тот, кто считает данное поведение неправильным, безобразным и возмутительным, смог бы отреагировать свои негативные чувства.

Наказание или месть?

Как видите, в 2 случаях из 3 наказание – это способ не воспитания, а, скорее, мести, хотя вряд ли в этом кто-то сознается даже себе. Разумеется, мы, как любящие родители в первую очередь руководствуемся первой идеей – чтобы наш ребенок понял свою ошибку и больше так не делал.

И мы редко задумываемся, действительно ли наказание является эффективным способом научить человека вести себя иначе? Вспомните все случаи, когда вы наказывали или ругали ребенка за неправильное, с вашей точки зрения, поведение, а оно повторялось вновь. Было такое? Думаю, было. И так происходит вовсе не только в воспитании детей.

Это же мы видим и со взрослыми людьми. Например, человека могут регулярно наказывать и ругать за опоздания, а он продолжает опаздывать. Наверняка вы знаете множество случаев, когда автомобилисты платят штрафы за превышение скорости и все же продолжают иногда превышать, каждый раз надеясь, что сейчас не поймают.

Если бы наказания были эффективны, то тюрьмы не были бы полны преступников – рецидивистов.

Я уже сравнивала наказание с местью, и они имеют еще одно сходство: и наказание и месть порождают усиление вражды. Помните истории про кровную месть? Они по замкнутому кругу переходят из поколения в поколение, только усиливаясь и причиняя все больше страданий.

В результате наказания ребенок может чувствовать несправедливость и обиду. А эти чувства, как вы понимаете, не будут способствовать улучшению поведения. Вот вам и замкнутый круг вендетты. Кстати, сходство продолжается еще и тем, что вашим внукам тоже достанется. Ведь дети копируют воспитательные приемы своих родителей,  а затем применяют на собственных детях.

Главной причиной, почему наказания не эффективны, является то, что они не совпадают по времени с поведением, на которое вы хотите повлиять.

Представьте себе, что ребенок получил замечание или плохую оценку в школе. И когда мы наказываем его за это, он уже никак не может изменить произошедшее. Он никак не может предотвратить наказание.

Он и так расстроен, а тут еще мы добавим.
В результате ребенок чувствует себя беспомощным и несчастным. А эти чувства в свою очередь вызывают в нем гнев или депрессию, а вовсе не желание исправиться.

Кстати, психологические исследования совершенно точно показывают, что когда человек охвачен сильными эмоциями, такими как гнев и обида, его способность к восприятию резко снижается. Т.е. ребенок даже плохо понимает вас, когда вы его отчитываете.

Разумеется, можно применить сверхсильное наказание, например, как предлагают некоторые древние законы, например, за воровство – отрубать руку. Когда человек знает, что в случае неудачи ему действительно придется заплатить такую ужасную и несоразмерную преступлению цену, это может изменить его мотивацию, и он побоится украсть. Но ведь такие способы неприменимы к нашим детям.

Результаты наказания

  1. Страх. Наказания учат бояться того, кто наказывает. В данном случае, нас – родителей.
  2. Хитрость. Наказания учат ловчее скрывать свои проступки. Ведь «не пойман – не вор».
  3. Безответственность. Получил наказание, и совесть чиста. Человеку кажется, что если его наказали, то он уже этим искупил свой плохой поступок.

    «Грешу и каюсь, каюсь и грешу».

Таким образом, мы не учим ребенка, как исправить последствия плохого поступка. Зачем? Наказали, покаялся, и ты свободен. То есть ребенок не привыкает нести ответственность за свои поступки.

Итак, наказания неэффективны с точки зрения изменения поведения. Однако при этом имеют весьма неприятные побочные эффекты.

Все это значит, что если мы хотим научить нашего ребенка быть достойным человеком, нам не надо его наказывать.

Почему же мы ругаем и наказываем своих детей и близких раз за разом? По простой причине – это дает возможность эмоциональной разрядки нашему праведному гневу. Нас просто захлестывают эмоции и несут совсем не туда, куда нам нужно. Поэтому, если вам кажется, что необходимо наказать ребенка, прежде всего, честно ответьте на вопрос: зачем вам это? Что это вам даст, кроме возможности выпустить гнев?

Итак, наказывать смысла нет. Но что же делать, чтобы изменить поведение ребенка?

Как изменить поведение ребенка без наказаний

На наших тренингах Курсов «Управление Будущим» мы не используем наказания. Мы используем другие методы, которые вдохновляют ребят. Поэтому  им интересно и весело учиться у нас.

Вообще, все способы повлиять на поведение другого человека можно условно разделить на 7, из которых можно выделить “злые” и “добрые” способы. Разумеется, какие-то методы полезнее в одних ситуациях, другие – других.

Мы с вами разберем все методы, чтобы понять, что и как работает. Вот они:

  1. Избавиться;
  2. Угашение нежелательного поведения;
  3. Подкрепление (положительное и отрицательное);
  4. Поведение, несовместимое с нежелательным;
  5. Добиться, чтобы нежелательное поведение совершалось по сигналу;
  6. Подкрепление смены поведения;
  7. Изменение мотивации.

Метод 1. Избавиться

Устраните человека или ситуацию, которая мешает вам жить. Это сработает наверняка. И вы будете избавлены от нежелательного поведения этого человека.

Представьте себе:
1. Ваш ребенок связался с плохой компанией во дворе. Вы можете переехать в другой район или даже город. А может быть, вам удастся отправить хулиганов в колонию.

Вы ничему не научите ребенка, возможно он найдет новую компанию еще хуже, но от этих конкретных хулиганов вы точно избавитесь.

2. Подросток хамит, ворует у вас деньги и, в целом, ведет себя непереносимо.

Отправьте его учиться в интернат, или как временное решение – в детский лагерь на каникулы. Отдохните друг от друга.

3. Супруг или начальник изводят вас бесконечными придирками и скандалами. Разведитесь, увольтесь. Это не гарантирует, что следующий будет лучше, но этот вас точно уже не будет мучить.

4. Преступник совершает свои черные дела. Посадите преступника в тюрьму. Вы можете быть уверены, что пока преступник в тюрьме, он вам не опасен.

Этот метод ничему не учит, но избавляет вас навсегда или на время от нежелательного поведения.

Метод 2. Угашение:

Нежелательное поведение прекратится само, поскольку оно не приносит результата. Например, вы не разрешили ребенку играть в компьютер, пока он не сделал уроки.

А он пытается нытьем выклянчить у вас разрешение. Как сделать, чтобы ребенок прекратил ныть?

В этой ситуации вам не нужно никак реагировать на его нытье. Займитесь своими делами.

Не добившись результата, ребенок со временем переключится на что-то другое.

Но надо учитывать важный момент: возможно, вам потребуется большая выдержка. Потому что ребенок, не получая вашей реакции, будет усиливать напор, может начать плакать или кричать и требовать. Вам же надо никак на это не реагировать – ни удовлетворять просьбу, ни раздражаться. Можно сказать ребенку, что на вас его нытье не действует. И очень спокойно повторять эту фразу, если ребенок продолжает попытки вас достать. Кстати, дети сами тоже с удовольствием обнаруживают, что они могут прекратить издевательства и насмешки над собой со стороны сверстников, просто не реагируя на них.

Т.е. не подкрепляя их издевки. Ведь мучителям нужна именно реакция жертвы.

Это очень существенный момент. Подкрепление – отрицательное и положительное – важно не путать с наказанием и поощрением.

Но подробнее мы обсудим, как действует подкрепление, во второй части этой статьи. А также вы узнаете о том, как повлиять на поведение ребенка «добрыми» методами.

На тренингах для детей и подростков мы применяем преимущественно «добрые» методы. Поэтому дети ходят к нам с большим удовольствием и достигают заметных успехов. Выбирайте программу по возрасту Вашего ребенка!

А на тренингах для родителей вы сможете существенно развить свое родительское мастерство с помощью опытных тренеров. Присоединяйтесь!
 

Источник: https://pkh.ru/books/7-sposobov-ispravit-povedenie-rebenka-bez-nakazaniya-chast-1.html

Родители не пускают на тренировки из-за плохих оценок

Опять двойка! Почему крики и скандалы не помогают исправлять плохие оценки и как советуют действовать психологи

Кажется, чего проще: лишить ребенка тренировок из-за плохих оценок в школе. Большинство родителей скажут, что лишение — самый действенный метод. Мы с этим несогласны, давайте разбираться.

Этапы страданий

Обычно все происходит по стандартной схеме:

  1. Ложь со стороны ребенка («Да, я сделал все уроки»).
  2. В дневнике или в электронном журнале родитель обнаруживает запись «Не сделал домашнее задание. Оценка — 2».
  3. Эмоциональная реакция со стороны родителя (серьезный разговор, беседа, крик, ремень — в каждой семье по-разному).
  4. Лишение (компьютера, хобби, телевизора, спорта).
  5. Ребенок на некоторое время начинает учиться лучше. Потом все повторяется сначала.

Если вы узнали в этой схеме себя — не переживайте. Эмоциональная реакция и физический шантаж «Я лишаю тебя этого, пока не начнешь получать хорошие оценки» — самые простые действия, которые может применить родитель.

Большинство родителей возразят: «Что ж тут простого? Я так ору, что потом пью сердечные капли! И вообще мне плохо! А когда лишаю ребенка любимого дела — сердце кровью обливается!». Это лишь эмоции самозащиты.

На самом деле крики и лишение — самое элементарное, что может сделать родитель, и именно поэтому он это делает. Здесь не нужно думать, не нужно анализировать, не нужно просчитывать ходы наперед. Наорал, отобрал — и готово. А потом еще и наградил себя вкусной мятной таблеткой валидола под язык.

Смещение ценностей

Однако лишая ребенка любимого занятия — тренировок, — мы лишь усугубляем ситуацию, превращая действительно важное и нужное дело — учебу — в скучное действие, позволяющее, однако, заниматься спортом.

Английский язык, математика, литература, история, физика — ребенок очень быстро смешает все предметы в одну кучу, и из всей этой кучи ему нужно будет только одно: «4», «5» или в крайнем случае «3», чтобы пойти на тренировку.

Цель посещения школы будет одна — не получить «двойку».

Литература и история превратятся в поток букв, который необходимо просто запомнить и наизусть рассказать, когда это требуется, чтобы получить необходимый балл.

Математика и геометрия превратятся в тупое запоминание правил и применение их на контрольных и проверочных работах. Учеба из творческого, интересного, развивающего процесса станет монотонным испытанием.

И поэтому важно запомнить одно правило: заниматься лишением должен не регулятор (родитель), а мотиватор (тренер).

Когда родитель лишает ребенка тренировок из-за плохих он и сам не может объяснить свое решение. Казалось бы, оно на поверхности: «Ребенок увлечен спортом и забывает про школу. Напомню-ка я ему про учебу! Запрещу спорт!». Но на самом деле это не более, чем шантаж: «Или приносишь хорошие оценки, или не будет тебе любимого занятия».

Ребенок, лишенный родителями любимого дела, не поймет, сколько ни объясняй, почему это лишение может пойти ему во благо.

Родители начинают с ним жестокую игру под названием «Оценки или веселье», и он играет в нее так, как умеет: искусственным образом получает хорошие оценки, получая право заниматься любимым делом.

Однако если раньше ребенок получал «тройку» и искреннее запоминал и интересовался хоть чем-то, то теперь после получения «пятерки» знаний в его голове не прибавляется ни на йоту. А родители очень рады. Получается, для родителей оценки важнее знаний? Именно так.

Что делать?

Родители не пускают на тренировки

К сожалению, в мире спорта, особенно детского, встретить по-настоящему умного, хорошего, профессионального тренера — большая проблема. Но если такой тренер встречается, проблема плохих оценок отпадает сама собой — такие тренеры не ленятся заглянуть в дневники своим подопечным. Да-да, именно так.

Расспросите любого спортсмена, добившегося в своей карьере чего-то серьезного: с высокой долей вероятности он когда-то занимался у тренера, который в том числе обращал внимание на то, как ребенок учится. «Плохие оценки? Не приходи на тренировку. Почему? Потому что спортсмен должен быть сильным характером и духом, волевым, усердным».

Чувствуете разницу? То же самое лишение, но насколько оно иначе воспринимается!

Когда родители лишают ребенка тренировок из-за оценок — это воспринимается как шантаж, злость, издевательство, глупость.

Когда тренер лишает ребенка тренировок из-за оценок — это воспринимается как воспитание духа, характера, воли.

Родитель — регулятор. Он устанавливает правила, которые часто не может объяснить и оправдать. Тренер — мотиватор. Он устанавливает правила, мотивирующие ребенка двигаться вперед.

Что же делать, если тренер не такой? Поговорить с тренером. Позвонить ему и попросить проверить дневник и не пустить на тренировку. Тем самым вы:

  1. Сэкономите нервы себе и ребенку. Скандала и истерик дома не будет.
  2. Не превратите творческий процесс учебы в монотонную зубрежку ради оценки.
  3. Повысите ценность тренировочного процесса (раньше на тренировки пускали всегда, а теперь появились ограничения, а где ограничения — там прогресс).

Если ты — школьник

Рекомендации для школьника

Если ты и есть тот самый школьник, который наполучал плохих оценок и был оставлен родителями дома, этот абзац для тебя.

«Что делать?» — спросишь ты. И я отвечу: «Просто чуть больше стараться».

Мир не идеален, и наша система обучения действительно устроена так (ты и сам это замечал), что многие знания попросту никогда не пригодятся в твоей жизни. Дело в том, что взрослые не умеют определять, кем станет ребенок, когда вырастет.

Если бы умели, конечно, каждый ребенок получал бы только те знания, которые ему нужны.

Но так как экстрасенсов среди нас нет (или очень мало), приходится учить детей всему понемногу, чтобы они, окончив школу, обладали всеми знаниями по чуть-чуть, и могли выбрать любую сферу своей профессиональной деятельности.

Таковы правила игры, и человечество живет по этим правилам много-много веков. Более умного способа учебы пока не придумало. Может быть, ты когда-нибудь сможешь?

А пока тебе просто нужно немного больше стараться. Составь себе расписание, научись заставлять себя садиться за уроки по вечерам (1-2 часа — это совсем немного!). Умение контролировать себя, рассчитывать время, быть собранным и сосредоточенным — качества, необходимые любому спортсмену. И если ты научишься быть таким в учебе, то и в спорте тебе будет намного легче и проще.

Источник: https://rebenokvsporte.ru/roditeli-ne-puskayut-na-trenirovki-iz-za-plohih-otsenok/

Что делать, если ребенок скрывает оценки? Советы психолога

Опять двойка! Почему крики и скандалы не помогают исправлять плохие оценки и как советуют действовать психологи

Часто родители преувеличивают значимость оценок и поступков ребенка.

За плохую отметку может последовать серьезное наказание — запрет на прогулки, использование компьютера, телефона, посещение любимого кружка или факультатива.

Некоторые родители даже готовы фактически отказаться воспитания от ребенка, если он «не совпадает» с ожиданиями и требованиями семьи. Например, отдать в кадетскую школу на перевоспитание или даже в приют.

Людмила Слободчикова,
психолог центра детской и семейной психологии «Каритас +»:

Эта позиция, так или иначе, очень распространена среди родителей. Но она в корне неправильна. Наказывать за оценки недопустимо! Важно понять причину плохих оценок. Почему ребенок не успешен в учебе? Пробелы в знаниях,не организован, у него повышенная тревожность или каждый ответ у доски или написание контрольной для него стресс?

Объясните ребенку, что вы любите его не за успеваемость, а потому что он самый дорогой и близкий для вас человек, что он важен и нужен вам. А объективные оценки — лишь результат его стараний. Донесите до него: «Я же знаю, ты можешь хорошо учиться, и я готов тебе помогать».

2. Высокие требования

Родители часто требуют от детей того, чему «забыли» научить. Бессмысленно ожидать от ребенка чистоты в комнате, если вы не научили его убираться.

В учебной деятельности так же. Обратите внимание на то, с чем ребенок может справиться самостоятельно, а где ему нужна ваша помощь. Не выполняйте за ребенка учебные задания. Научите ребенка учиться — и постепенно круг его умений и навыков расширится. Он сможет справляться с большим объемом заданий, научиться выполнять и проверять сделанное самостоятельно.

3. Боязнь огорчить родителя

Родители показывают сверхзначимость оценок. Иногда это может звучать как: «Мне стыдно говорить о том, как ты учишься», «Когда я вижу твои двойки,у меня начинает болеть голова.»

В этом, как и в любом другом случае, с ребенком лучше обсудить сложившуюся ситуацию. Постараться донести, что вы переживаете за его успехи, но ложь вас огорчает гораздо больше, чем правда.

Людмила Слободчикова,
психолог центра детской и семейной психологии «Каритас +»:

Если дети скрывают плохие оценки от родителей, значит между ними не сложились доверительные отношения. А в этом вопросе многое зависит от тактики и стратегии воспитания.

Отсутствие доверия проявляется не только в школьной деятельности. Например, это может сказываться на поведении ребенка, нежелании делиться внутренними переживаниями.

Если ребенок скрывает свои оценки, значит родители делают что-то не так.

Как изменить ситуацию?

Людмила Слободчикова советует:

1. Выстроить доверительные отношения с ребенком

Доверие — важнее любой успеваемости. Если вы будете понимать, чем живет ваш ребенок, вам будет проще найти к нему правильный подход.

2. Не наказывать за оценки

Наказывать за оценки бессмысленно. Это может сформировать глубокие личностные нарушения у ребенка. Попробуйте поговорить, выяснить его мнение о произошедшем, обсудить дальнейшие действия.

Дайте ребенку возможность самостоятельно исправить полученную отметку. Для этого ему потребуется как следует подготовиться к предмету, а значит потратить больше времени на уроки.

Это и будет, своеобразной «платой» за недостаточные старания (если причина заключается в плохой подготовке к уроку).

3. Хвалить ребенка

Вместо того, чтобы с порога высказывать «опять двойка?», возмущаться несоответствующим поведением — узнайте, как прошел его день, что его порадовало, а уж потом — что огорчило.

Всегда важно обращать внимание на успехи и достижения. Похвалы в адрес ребенка за любые результаты и поступки должно быть значительно больше, чем критики, наказаний и порицания. Это поможет вашему ребенку раскрыться и стремиться к большему, выстроить доверительные отношения с вами и окружающим миром.

4. Оценка — результат деятельности

Любая деятельность сопровождается «оценкой». Она заложена в структуре обучения. Если у ребенка правильно сформирована познавательная деятельность, он воспринимает полученные баллы как неотъемлемую часть учебного процесса. Оценка высока — ты хорошо потрудился. Низкая — приложил меньше усилий.

5. Учить учиться

Обратите внимание на то, как ребенок воспринимает информацию, как её анализирует. Очень важно научить ребенка слушать, слышать, оценивать и аргументировать свои слова и поступки. Умение учиться — это умение общаться, мыслить и управлять собой.

6. Учить отвечать за результаты своей деятельности

Если оценка не устраивает — есть время ее исправить. Кто должен договариваться о том, чтобы исправить оценку? Ребенок. Конечно, ситуации бывают разными. Но правильной является та, в которой ребенок самостоятельно договаривается с учителем о пересдаче.

7. Понимать и принимать слабые и сильные стороны

Если ребенку не дается учебная деятельность, у него есть способности в других областях. Например, него может не получаться с математикой, но он добьется успехов в плавании, рисовании. Попробуйте прислушаться к нему, поддержать в его начинаниях.

8. Искать таланты

Успеваемость — вершина айсберга. Важно, чтобы ребенок осваивал школьную программу, а таланты проявляются не только во время учебной деятельности. Понаблюдайте за тем, что получается у вашего ребенка лучше всего. Возможно,его потенциал не раскрыт до конца.

9. Показать необходимость осваивать все предметы

Следует на примерах объяснить то, что нет лишних предметов. Все они, так или иначе, расширяют кругозор и необходимы для выполнения глобальных целей.

10. Обращайтесь к специалистам

Если у ребенка не складываются отношения с учебой и у вас не получается ему помочь — обратитесь к специалистам. Например, в работу с подростками,профессионалом могут быть включены занятия по школьному тайм-менеджменту.

Источник: http://rodino-info.ru/2018/09/25/chto-delat-esli-rebenok-skryvaet-ocenki-sovety-psixologa/

Что делать, если ребенок скрывает оценки? Советы психолога

Опять двойка! Почему крики и скандалы не помогают исправлять плохие оценки и как советуют действовать психологи

Школьный дневник

Часто родители преувеличивают значимость оценок и поступков ребенка.

За плохую отметку может последовать серьезное наказание — запрет на прогулки, использование компьютера, телефона, посещение любимого кружка или факультатива.

Некоторые родители даже готовы фактически отказаться воспитания от ребенка, если он «не совпадает» с ожиданиями и требованиями семьи. Например, отдать в кадетскую школу на перевоспитание или даже в приют.

Людмила Слободчикова,
психолог центра детской и семейной психологии «Каритас +”:

Эта позиция, так или иначе, очень распространена среди родителей. Но она в корне неправильна. Наказывать за оценки недопустимо! Важно понять причину плохих оценок. Почему ребенок не успешен в учебе? Пробелы в знаниях, не организован, у него повышенная тревожность или каждый ответ у доски или написание контрольной для него стресс?

Объясните ребенку, что вы любите его не за успеваемость, а потому что он самый дорогой и близкий для вас человек, что он важен и нужен вам. А объективные оценки — лишь результат его стараний. Донесите до него: «Я же знаю, ты можешь хорошо учиться, и я готов тебе помогать».

2. Высокие требования

Родители часто требуют от детей того, чему «забыли» научить. Бессмысленно ожидать от ребенка чистоты в комнате, если вы не научили его убираться.

В учебной деятельности так же. Обратите внимание на то, с чем ребенок может справиться самостоятельно, а где ему нужна ваша помощь. Не выполняйте за ребенка учебные задания. Научите ребенка учиться — и постепенно круг его умений и навыков расширится. Он сможет справляться с большим объемом заданий, научиться выполнять и проверять сделанное самостоятельно.

3. Боязнь огорчить родителя

Родители показывают сверхзначимость оценок. Иногда это может звучать как: «Мне стыдно говорить о том, как ты учишься», «Когда я вижу твои двойки, у меня начинает болеть голова.»

В этом, как и в любом другом случае, с ребенком лучше обсудить сложившуюся ситуацию. Постараться донести, что вы переживаете за его успехи, но ложь вас огорчает гораздо больше, чем правда.

Людмила Слободчикова,
психолог центра детской и семейной психологии «Каритас +”:

Если дети скрывают плохие оценки от родителей, значит между ними не сложились доверительные отношения. А в этом вопросе многое зависит от тактики и стратегии воспитания.

Отсутствие доверия проявляется не только в школьной деятельности. Например, это может сказываться на поведении ребенка, нежелании делиться внутренними переживаниями.

Если ребенок скрывает свои оценки, значит родители делают что-то не так.

Как изменить ситуацию?

Людмила Слободчикова советует:

1. Выстроить доверительные отношения с ребенком

Доверие — важнее любой успеваемости. Если вы будете понимать, чем живет ваш ребенок, вам будет проще найти к нему правильный подход.

2. Не наказывать за оценки

Наказывать за оценки бессмысленно. Это может сформировать глубокие личностные нарушения у ребенка. Попробуйте поговорить, выяснить его мнение о произошедшем, обсудить дальнейшие действия.

Дайте ребенку возможность самостоятельно исправить полученную отметку. Для этого ему потребуется как следует подготовиться к предмету, а значит потратить больше времени на уроки.

Это и будет, своеобразной «платой» за недостаточные старания (если причина заключается в плохой подготовке к уроку).

3. Хвалить ребенка

Вместо того, чтобы с порога высказывать «опять двойка?», возмущаться несоответствующим поведением — узнайте, как прошел его день, что его порадовало, а уж потом — что огорчило.

Всегда важно обращать внимание на успехи и достижения. Похвалы в адрес ребенка за любые результаты и поступки должно быть значительно больше, чем критики, наказаний и порицания. Это поможет вашему ребенку раскрыться и стремиться к большему, выстроить доверительные отношения с вами и окружающим миром.

4. Оценка — результат деятельности

Любая деятельность сопровождается «оценкой». Она заложена в структуре обучения. Если у ребенка правильно сформирована познавательная деятельность, он воспринимает полученные баллы как неотъемлемую часть учебного процесса. Оценка высока — ты хорошо потрудился. Низкая — приложил меньше усилий.

5. Учить учиться

Обратите внимание на то, как ребенок воспринимает информацию, как её анализирует. Очень важно научить ребенка слушать, слышать, оценивать и аргументировать свои слова и поступки. Умение учиться — это умение общаться, мыслить и управлять собой.

6. Учить отвечать за результаты своей деятельности

Если оценка не устраивает — есть время ее исправить. Кто должен договариваться о том, чтобы исправить оценку? Ребенок. Конечно, ситуации бывают разными. Но правильной является та, в которой ребенок самостоятельно договаривается с учителем о пересдаче.

7. Понимать и принимать слабые и сильные стороны

Если ребенку не дается учебная деятельность, у него есть способности в других областях. Например, него может не получаться с математикой, но он добьется успехов в плавании, рисовании. Попробуйте прислушаться к нему, поддержать в его начинаниях.

8. Искать таланты

Успеваемость — вершина айсберга. Важно, чтобы ребенок осваивал школьную программу, а таланты проявляются не только во время учебной деятельности. Понаблюдайте за тем, что получается у вашего ребенка лучше всего. Возможно, его потенциал не раскрыт до конца.

9. Показать необходимость осваивать все предметы

Следует на примерах объяснить то, что нет лишних предметов. Все они, так или иначе, расширяют кругозор и необходимы для выполнения глобальных целей.

10. Обращайтесь к специалистам

Если у ребенка не складываются отношения с учебой и у вас не получается ему помочь — обратитесь к специалистам. Например, в работу с подростками, профессионалом могут быть включены занятия по школьному тайм-менеджменту.

Источник: https://altapress.ru/obrazovanie/story/moy-rebenok-skrivaet-dvoyki-chto-delat-228874

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.