Притча о запретах в воспитании

Содержание

Притчи о детях, родителях и воспитании

Притча о запретах в воспитании

Предлагаем вам почитать подборку старых и мудрых  и поучительных историй о детях, родителях и воспитании.

Притча «Воробей»

В саду, недалеко от дома, сидели на скамье пожилой отец и возмужалый сын. Был солнечный день.Отец тихо любовался природой, а сын читал газету.Мимо них пролетела птичка и села недалеко на куст.Отец у сына спросил:— Что это?Сын нехотя взглянул на птичку и ответил:— Воробей.

После чего отец приподнялся немного, посмотрел внимательнее и опять спросил?— Что это?Сын резко ответил:— Отец, я же только что сказал – это воробей.Воробей взлетел и, пролетев несколько метров, сел на землю.Отец, следя за полетом птицы, через некоторое время опять задал вопрос сыну:— Что это?Сын уже нервным голосом ответил:— Это воробей, отец, воробей.

В-О-Р-О-Б-Е-Й!Отец, как бы ни слыша того, что ему говорит его сын, задает ему тот же вопрос:— Что это?Сын рассердился и не выдержал:— Зачем ты меня все время спрашиваешь?! Это воробей, сколько раз я еще могу тебе это повторять?! Тебе тяжело это запомнить?!Старик встал и направился к дому.— Ты куда пошел?  – воскликнул сын.Отец только отмахнулся рукой и ушел.

Через несколько минут он вернулся со старой толстой тетрадью. Открыв ее, и найдя нужную страницу, он дал ее своему сыну и показал, где читать.Сын начал читать:— Сегодня я и мой маленький сын, которому недавно исполнилось три годика, гуляли в парке. Когда перед нами сел воробей, то мой сын спросил меня 21 раз: «Что это?». И ровно столько же раз я ответил, что это воробей.

Каждый раз я обнимал его, а он снова и снова спрашивал меня. И я совершенно не сердился на своего любимого маленького мальчика.

После прочитанного сын обнял своего отца и так они еще долго сидели.

Берегите слёзы своих детей

Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Густая пелена застлала им очи, хотя небо было безоблачным, и день обещал быть солнечным. Но оба они видели лишь мутную дымку и ничего уже не различали вокруг. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись – явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.

Когда все молодые удоды были в сборе подле отчего дома, один из них сказал:– От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба слепы, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг – вылечить и выходить их!После этих слов все дружно принялись за дело.

Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Чтобы согреть их, они накрыли стариков крыльями, как наседка согревает собственным теплом ещё не вылупившихся птенцов.

Затем родителей напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись врачевать больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так сыновья благодарность и любовь исцелили родителей, вернув им зрение и силы.

Притча Другая жизнь

В одной очень богатой семье рос мальчик. Однажды его отец решил отвезти его в деревню, чтобы показать, как бедно могут жить люди. По замыслу отца, сын должен был увидеть своими глазами другую жизнь и начать больше ценить всё, что его окружает. Чтобы сын гордился богатством, которое у них есть.

Они отправились в очень бедную семью и жили вместе с ними день и ночь. Вернувшись домой, отец спросил сына, понравилось ли ему путешествие.— Очень! – Ответил в восхищении мальчик.— Теперь ты знаешь, что есть и другая жизнь. Что же ты понял из этого путешествия?— Папа, у нас в доме живёт собака.

А у них во дворе есть четыре пса и корова. У нас в саду есть бассейн, а у них недалеко от дома огромная бухта, в которой не видно другого берега. У нас в саду светят фонари, а им освещают огород звёзды. У нас патио на заднем дворе, а у них – бескрайний горизонт.Отец глубоко задумался после такого ответа сына.

А он добавил:— Спасибо, папа, что ты показал мне и другую жизнь!

Жизнь красива и многогранна. Мир открывается для каждого с той стороны, с какой он хочет его увидеть. У каждого из нас свои очки, и Мир сияет для каждого какой-то своей гранью. Богатство или бедность? Всё зависит от того, как смотреть на Мир.

И в бедности можно быть богатым. Главное, чтобы не быть бедным, обладая огромными материальными благами.

Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?Мудрец сказал:— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.

— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Источник: https://maminsayt.ru/vospitanie/skazki-i-pritchi/pritchi-o-detyah-roditelyah-i-vospitanii.html

Притча о воспитании ребенка в семье. Притча о воспитании детей дошкольного возраста

Притча о запретах в воспитании

Часто, воспитывая детей, родители и педагоги готовы задействовать не только методические пособия и советы специалистов, но и «тяжелую артиллерию» в виде наказаний. Однако на крайние меры идти совсем необязательно.

Всегда можно сделать так, что ребенок освоит жизненный урок, если это нравоучение преподнести в игровой форме или на примере других людей. К примеру, именно с этой целью подойдет притча о воспитании ребенка.

Какими они бывают? Как они помогают в жизни? И о чем они повествуют?

Что представляют собой притчи?

Притчи – это небольшие истории с глубоким смыслом. Их героями являются различные люди, часто являющиеся представителями разных профессий и социальных слоев населения. Притчи несут в себе идею, которую легко можно узнать, дослушав историю до конца. Интересно, что каждый видит в одной и той же истории разную суть, поэтому иногда данные рассказы нуждаются в дискуссии и пояснениях.

Что дают притчи детям и родителям?

Очень многому учит каждая притча о воспитании детей. В школе учатся дети из разных семей, и каждая поучительная история, рассказанная учителем, заставляет не только сопереживать героям и представлять себя на их месте, но и признавать ошибки, а порой даже от души смеяться над ними.

Кому нужны притчи о воспитании ребенка?

Ошибочно полагать, что поучительные истории необходимо рассказывать исключительно детям.

Бесспорно, они нуждаются в красивых притчах, которые помогут им вникнуть в суть вещей, но в большей степени в рассмотрении жизненных, хотя порой и аллегорических, примеров нуждаются и сами родители.

[attention type=red]
Причем большая часть подобных историй предназначена либо для самостоятельного изучения, либо для внеклассной работы школьного учителя.
[/attention]

Кроме того, каждая притча учит и родителей, и детей чему-то новому, а также позволяет посмотреть на жизненную ситуацию под другим ракурсом.

История одной бабочки – сказка с глубоким смыслом

Существует притча о воспитании детей под названием «Урок бабочки». В ней рассказывается о человеке и бабочке, которая должна была появиться на свет.

Начинается она с того, что на дереве появляется большой кокон, в котором готовится к своему изменению гусеничка. Затем, когда куколка превратилась в бабочку, в коконе образовалось небольшое отверстие.

Оно было очень маленькое, и этого было недостаточно для того, чтобы прекрасная бабочка вышла наружу, расправила свои крылья и полетела.

Кокон замечает человек. Он подходит к нему. Замечает щель и видит бабочку внутри. И пока крылатое насекомое не оставляет свои попытки выбраться, человек стоит в стороне и наблюдает за процессом.

Однако в тот момент, когда ему кажется, что бабочке выбраться не удалось и она оставила все попытки расширить щель, он решает ей помочь.

В итоге он увеличивает при помощи ножа отверстие и видит, как из него с трудом выбирается прекрасная, но очень слабая героиня.

Далее притча о воспитании ребенка рассказывает о том, как неокрепшая бабочка начинает бродить по свету. Ее проблема заключается в том, что она не проделала весь путь «вылупления» самостоятельно, а воспользовалась сторонней помощью.

В итоге ее мышцы не окрепли, лапки были слабыми, и она так и не смогла летать. Мораль данной истории сводится к следующему: родителям, даже при всем их желании, нельзя выполнять работу за своего ребенка.

Он сам должен познать все прелести жизни, извлечь из них урок и чему-то научиться.

Рассказ о брошенном камне (из серии поучительных историй)

Интересной является и притча о воспитании ребенка, которая называется «Брошенный камень». Она повествует о состоятельном мужчине, который едет по дороге на дорогой иномарке. Внезапно в заднее стекло его автомобиля летит камень. Стекло разбивается.

Разозлившийся мужчина разворачивает машину и, пытаясь отследить траекторию полета, возвращается на место, откуда был запущен камень. Хулиганом, опрометчиво кинувшим в дорогое авто булыжник, оказывается худощавый школьник.

Злой владелец иномарки выходит из машины, подходит к мальчику и грозит ему кулаком.

[attention type=green]
В ответ на крики недовольного водителя мальчик рассказывает следующее: у него есть брат, который с детства прикован к инвалидному креслу. Когда дети гуляли, случилось непредвиденное – мальчик-инвалид выпал из кресла, сильно ушибся и не смог самостоятельно вернуться на место.
[/attention]

Его брат попытался ему помочь, но ему тоже это не удалось. Тогда он пошел за помощью. Мальчик вышел на дорогу и пытался останавливать проезжающие по шоссе машины. Однако ни одна из них не остановилась. В итоге мальчугану пришлось пойти на крайние меры и запустить в первую проезжающую машину камень.

В итоге мужчина все понял и помог поднять брата.

Данная притча о воспитании ребенка гласит: стоит прислушиваться к детям и обращать на них внимание, а не дожидаться того, чтобы они шли на крайние меры.

История про всего один купленный час

Интересной является и следующая история, которая заставит задуматься даже самого строгого родителя. В ней рассказывается об одном мужчине, который работал допоздна и каждый раз возвращался домой затемно.

Один раз этот человек пришел домой и встретил на пороге своего пятилетнего сынишку. Он очень обрадовался, что наконец увидел своего отца, а тот, в свою очередь, был рад взаимно.

Далее притча о воспитании детей рассказывает о том, как малыш подошел к папе и попросил у него денег.

Отец сначала разозлился и накричал на него, а затем одумался и пришел мириться. Он дал требуемую сумму сыну и извинился. Малыш достал из кармана еще денег и протянул их своему отцу вместе с только что полученной суммой.

Мужчина очень удивился: зачем его сын сначала занимал деньги, а потом отдал их? Но ребенок посмотрел на него и спросил о том, хватит ли этой суммы, чтобы купить один час времени.

Он счел, что именно столько понадобится для того, чтобы хотя бы один раз поужинать в кругу всей семьи.

Эта притча о воспитании детей родителями помогает нам, взрослым, понять, что никакие деньги мира не заменят времени, проведенного с нашими малышами. Но, конечно же, ребенок не должен покупать внимание мамы и папы.

Истории о воспитании детей в семье

Весьма поучительной выглядит и история о детском воспитании, которая называется «Как аукнется, так и откликнется». В ней рассказывается о двух девочках, которые росли в бедных семьях.

Несмотря ни на что, они были подругами и выросли хорошими и благоразумными женщинами. Чуть позже обе вышли замуж, и у них появились сыновья.

И хотя их мужья не вернулись с войны, матери старались мудро воспитывать своих детей и им не отказывать ни в чем.

Далее притча о воспитании детей в семье повествует о том, как каждая из матерей воспитывала свое чадо. Одна из них старалась делать все домашние дела сама. Ее ребенок не был обременен житейскими проблемами.

Другая старалась с самого детства привить малышу чувство справедливости и ответственности. Она учила его всему. Например, делала из теста хлеб и давала вылепить собственную буханку своему сынишке.

Затевала стирку и малышу давала тазик с водой и т. п.

Из-за разных подходов к воспитанию обе подруги постоянно спорили и часто ссорились. Но вот их сыновья выросли и уехали на заработки. Когда они вернулись, один из них привез два больших сундука: один – для мамы, с гостинцами, а второй – для себя.

[attention type=yellow]
Это был тот юноша, который с детства все радости и горести делил с матерью. Второй же потратил все заработанные деньги на себя и матери ничего не привез. Отсюда мораль: не стоит с детства огораживать детей от сложностей и труда.
[/attention]

Наоборот, они должны сами всему научиться, пусть даже при этом они набьют не одну шишку.

Восточные притчи о воспитании, мудрости и уважении к родителям

Наиболее интересными считаются восточные притчи. Они наполнены полезными советами, мудрыми мыслями и наводят на определенные размышления. Такие истории наполнены глубоким смыслом и восточной философией.

Ярким тому примером является притча о воспитании ребенка «Китайский мудрец и тувинский мудрец».

В ней рассказывается о двух слепых мудрецах, которые как-то захотели увидеть слона. Но так как они ничего не видели, то приняли решение ощупать его. Китайский мудрец подошел спереди и ощупал уши и хобот слона.

Он убедился, что животное напоминает одновременно змею и два огромных веера. Тувинский мудрец подошел к слону со стороны хвоста.

Он ощупал его мощные задние ноги и сделал вывод, что животное напоминает крепкое и разросшееся дерево.

Оба мудреца поделились друг с другом своими впечатлениями. Однако их представления о слоне кардинально отличались. Из-за этого они долго ругались. В итоге никто из них так и не смог создать реальный образ слона.

Мораль притчи заключается в том, что порой мы попросту не слышим своих детей и даже не хотим понять их. А всего-то нужно с ними чаще разговаривать и интересоваться, по какой причине они пришли к тому или иному выводу.

История о школе и человеке

Интересна еще одна притча о воспитании детей (для родителей предназначенная), называемая «Старая школа». Однажды по улице шел человек. Он проходил мимо старой школы и увидел большую очередь.

Ему стало интересно, почему здесь так много людей. Подойдя ближе, он увидел объявление, в котором говорилось о новом наборе учащихся в данное учебное заведение.

Человеку стало любопытно, почему столько желающих поступить именно в эту школу.

Рядом с данным объявлением он увидел еще одно, где описывались школьные дисциплины, которые детям предстояло изучать. Среди них человек нашел следующие: уроки лицемерия и виртуозного обмана, сквернословия, высокомерия и прочие.

[attention type=red]
И тут прохожий понял, что в этой школе ему делать нечего, и прошел мимо. Мораль притчи сводится к одному: наши дети должны выбирать сами правильный путь, а мы – их родители – обязаны ненавязчиво и аккуратно им в этом помогать.
[/attention]

История о маленьком паучке, который не мог плести паутину

В интересных и поучительных историях нуждаются не только школьники и их родители, но и дети более раннего возраста.

Например, многих наверняка заинтересует притча о воспитании детей дошкольного возраста под названием «Паучок, который не мог плести паутину». В ней рассказывается о молодом и симпатичном паучке, который жил на дереве.

Он любил наблюдать за падающими с дерева листьями и совершенно не умел плести паутину. Из-за этого он очень расстраивался.

Его друзья, елочки и сосны, посоветовали обратиться к зиме-рукодельнице, которая умеет ткать удивительные кружева. Дождался паучок зимы, встретился с рукодельницей и попросил ее научить искусству плетения. После долгой и упорной тренировки паучок научился ткать паутину. Мораль притчи гласит: если ребенок будет внимателен и старателен, он сможет с легкостью всему научиться.

Источник: http://fb.ru/article/185355/pritcha-o-vospitanii-rebenka-v-seme-pritcha-o-vospitanii-detey-doshkolnogo-vozrasta

Книга Притчей о воспитании детей

Притча о запретах в воспитании

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Эти слова из книги Притчей Соломоновых знают многие; вырванный из контекста, этот стих вызывает жаркие словесные баталии на тему телесных наказаний. Однако, тема воспитания детей, как она раскрыта в книге Притчей, гораздо шире.

Необходимость воспитания

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его.

Притчи 3:11.

Наказание или воспитание?

Слово mûśâr, переведённое здесь как наказание, правильнее перевести как воспитание — т. е. наставление и (в случае необходимости) наказание.

Это слово может означать наставление, обличение, вразумление, воспитание, наказание, — и его значение устанавливается в каждом случае исходя из контекста.

С этим словом важно познакомиться как можно раньше, поскольку оно встречается в тексте Писания примерно 50 раз, из них 30 — в книге Притчей.

В Притчи 3:11 присутствует параллель: наказание/обличение; не отвергай/не тяготись. Полнее идею стиха передаёт именно слово воспитание, поскольку оно точнее соответствует обличению.

Воспитание и любовь

Крайне важно понимать, что воспитание ребёнка производится любящим родителем (ср. Притчи 3:12: ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.

) Связь между любовью и воспитанием неразрывна: родитель, который любит ребёнка, воспитывает его.

Ниже мы увидим, что верно и обратное: тот, кто не желает воспитывать своего ребёнка, — ненавидит его.

Когда начинать воспитывать ребёнка

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает (mûśâr) его.

Притчи 13:24.

Разберёмся с розгой

Слово šebêţ, которое часто переводится как розга, означает в Писании предметы и понятия, схожие между собой: посох, скипетр, жезл, трость, а также колено в смысле племя (колено Иудино). Родовое понятие для этого слова — ветвь.

Из ветки дерева можно сделать посох или трость; племя — ветвь, ответвление народа. В силу того, что часть значений слова šebêţ связана с властью (скипетр, жезл), то и само слово несёт идею власти — и воспитания, как способа применения этой власти.

Мы будем учитывать все эти аспекты при разборе стихов.

Тот, кто не спешит применить свою власть, чтобы воспитывать ребёнка — ненавидит его. Так когда же начинать воспитывать?

Как можно раньше!

Тот, кто любит своего ребёнка, воспитывает его с раннего детства (в первоисточнике стоит слово šachar, которое означает «с утра», т. е. как можно раньше). Снова отметим наличие параллели в противопоставлении: отсутствие власти (розги) — воспитание (наказание), ненависть — любовь.

Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.

Притчи 20:11.

По тому, как ведёт себя ребёнок, можно увидеть, воспитывают ли его родители.

Если вместо воспитания маленький человек получает только обожествление и преклонение, то нетрудно догадаться, что он имеет все шансы вырасти испорченным и развращённым.

Справедливо и обратное: из хорошо воспитанного ребёнка с большой вероятностью вырастет надёжный и ответственный взрослый. Но почему я говорю о вероятности, а не об уверенности? Читайте дальше.

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Притчи 22:6.

Я предвижу задорное возражение иных читателей: «Да ведь многих хорошо воспитывали в детстве, а они выросли и изменились!». Не станем забывать об условности воспитания.

Наставление — это только половина дела; надо, чтобы ребёнок принимал это наставление; родители, конечно, не всемогущи, но тем не менее они должны быть уверены, что в деле воспитания ребёнка они сделали всё, что было в их силах.

Однако, сколько бы не прилагать усилий, ребёнок обладает свободой воли, и поэтому волен как принять, так и отвергнуть наставление родителей.

Какова цель воспитания

Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их.

Притчи 17:6.

Репутация (слава) детей — во многом заслуга родителей и наследство от них. Дети в большинстве случаев становятся такими, какими их воспитали родители.

Воспитывать или наказывать?

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Притчи 19:18.

Не возмущайтесь этим стихом, дорогие читатели. Вот его правильный перевод:

Воспитывай сына своего, потому что есть надежда, и к убийству не устремляй души своей (т. е. не дай ему погибнуть).

Пришло время познакомиться со словом yâśar. Это глагол, от которого происходит уже знакомое нам существительное mûśâr. Глагол этот означает наставлять, учить, вразумлять, воспитывать, наказывать. Конкретное значение помогает установить контекст, и базовым значением является воспитывать (наставлять и наказывать).

Цель первая — спасение ребёнка от погибели

Любящие родители не хотят, чтобы их ребёнок погиб, и поэтому должны воспитывать его, надеясь, что их усилия увенчаются успехом. Надежда есть, и окрылённые этой надеждой, родители должны сделать всё, чтобы их ребёнок был счастлив — и сейчас, и тогда, когда он вырастет; и в этой жизни, и в будущей. Цель воспитания, таким образом, — спасение бессмертной души.

Цель вторая — обретение родителями покоя душевного

Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

Притчи 29:15.

Невоспитанный ребёнок позорит своих родителей (мать — это синекдоха*). Но это только в случае, если ребёнок оставлен ими в небрежении — то есть предоставлен сам себе.

Если же ребёнка воспитывают, то он получает мудрость. Еврейское слово chokhmâh** означает практическое применение полученных знаний. В книге Притчей оно встречается 38 раз (всего в Писании — 145) и всегда означает применение наставлений Божьих.

Как ребёнок получает мудрость? С помощью наставления. В этом стихе розга (šebêţ) — это наказание, а обличение (mûśâr) — объяснение, за что наказывают. Ребёнок, который научится слушаться родителей, научится повиноваться Богу — на радость своим родителям.

Наказывай (yâśar, воспитывай) сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.

Притчи 29:17.

Методы воспитания

Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

Притчи 22:15.

Глупость (iwwelet) — это, как почти всегда в Библии, не медлительность ума или умственная отсталость, но порочность и нечестие. Во многих случаях iwwelet переводится более сильно — безумие.

Итак, разум ребёнка охватило безумие. Что делать? Что это за исправительная розга?

Соединим то, что мы уже знаем о словах šebêţи mûśâr. Выражение, из них составленное, лучше перевести как жезл воспитания, и означает оно… воспитание — так же точно, как венец жизни — это и есть жизнь (Иакова 1:12; Откровение 2:10). Безумие излечивается воспитанием.

Так что же, телесные наказания не нужны? Судите сами.

Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.

Притчи 23:13,14.

Накажешь розгою (baššebet takkennu) — побьёшь тростью. Если вы накажете непослушного ребёнка, то вы спасёте его от гибели — потому что духовная гибель человека начинается именно с непослушания родителям.

Слово šebêţимеет много значений, но не даёт точного представления, чем же должно осуществляться наказание (жезлом, посохом, скипетром, тростью?). Отсюда можно сделать вывод, что инструмент вторичен. Первично то, что ребёнка нужно при необходимости наказывать. Наказание необходимо, потому что оно спасает душу.

Естественно, нужно учитывать возраст ребёнка: двухлетке шлепок поможет понять, что не нужно таскать кошку за усы; пятилетний ребёнок, скорее всего, не станет больше трогать запретный папин компьютер, если получит по рукам — буквально; а вот тринадцатилетнего подростка шлёпать едва ли имеет смысл, ибо к этому возрасту ребёнок должен понимать родителей с полуслова, а если не понимает, то шлепок не поможет.

Гарантирован ли результат воспитания?

Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притчи 15:32.

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Притчи 22:6.

Здесь достаточно повторить сказанное выше: люди обладают свободной волей, поэтому ребёнок может, выслушав, отвергнуть родительские наставления или вовсе отказаться их слушать. Родители должны быть уверены, что они поступали правильно и сделали всё, что в их силах.

Последствия плохого воспитания

Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.

Притчи 10:1.

Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

Притчи 15:20.

Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

Притчи 17:25.

Глупый сын — сокрушение для отца своего.

Притчи 19:13.

Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный.

Притчи 19:26.

Мудрый (châkhâm) в этих стихах означает воспитанный (наученный применять полученные знания на практике), поскольку мудрость — это сочетание знания и понимания, как применять это знание.

(К этому моменту всё, что я пишу, является повторением вышесказанного, но повторение — мать учения…)

Чтобы ребёнок был мудрым, его нужно учить. Противоположность мудрости — глупость (безумие), то есть невоспитанность. Неспособность воспитать ребёнка должным образом приносит родителям огорчение, а сыну или дочери — погибель.

Заключение

Детей надо воспитывать. Воспитывать детей должны их родители.

Любящие родители воспитывают детей; равнодушные (нелюбящие) — в лучшем случае уговаривают детей, спорят с ними, пытаются убедить их (то есть применяют неполноценный, и, следовательно, бесполезный суррогат воспитания), или вовсе предоставляют детей самим себе, даже не пытаясь влиять на их поведение.

Воспитание означает воздействие с позиции силы, власти, авторитета. Во многих случаях, когда родители говорят ребёнку, что он должен сделать, и ребёнок спрашивает, почему это он должен это делать, наилучшим ответом являются пять слов: «Потому что я так сказал(а)».

Воспитание включает в себя наказание как следствие непослушания. Наказание имеет целью исправление. Методы наказания зависят от многих факторов и включают в себя всю шкалу воздействий от лишения привилегий до физического воздействия.

Цель воспитания — спасение души того, кого воспитывают (при этом важно, чтобы воспитатель понимал, что спасать чью-либо душу, не позаботившись о спасении собственной — напрасный труд).

Если вы внимательно дочитали статью до этого места, то вы, вероятно, пришли к выводу, что воспитание детей — дело сложное до невозможности. Это верный вывод. Хорошая новость состоит в том, что «невозможное человекам возможно Богу» (Луки 18:27)***. Бог повелел родителям воспитывать детей согласно Его повелениям, и Он поможет в выполнении этого повеления.

*) Синекдоха — фигура речи, которая заключается в назывании части вместо целого или целого вместо части.

**) Слово chokhmâh (хохмá, мудрость) через идиш пришло в славянские языки в виде слова хóхма (шутка, розыгрыш).

***) «Невозможное человекам возможно Богу» — ответ Христа на полный отчаяния вопрос учеников: «кто же может спастись?».

© 2017 Николай Гудкович.

Источник: https://bibleinfo.org.ua/articles/proverbs_on_parenting/

Притча о воспитании ребенка в семье. Притча о воспитании детей дошкольного возраста

Притча о запретах в воспитании
Дом и семья 20 мая 2015

Часто, воспитывая детей, родители и педагоги готовы задействовать не только методические пособия и советы специалистов, но и «тяжелую артиллерию» в виде наказаний. Однако на крайние меры идти совсем необязательно.

Всегда можно сделать так, что ребенок освоит жизненный урок, если это нравоучение преподнести в игровой форме или на примере других людей. К примеру, именно с этой целью подойдет притча о воспитании ребенка.

Какими они бывают? Как они помогают в жизни? И о чем они повествуют?

Что представляют собой притчи?

Притчи – это небольшие истории с глубоким смыслом. Их героями являются различные люди, часто являющиеся представителями разных профессий и социальных слоев населения. Притчи несут в себе идею, которую легко можно узнать, дослушав историю до конца. Интересно, что каждый видит в одной и той же истории разную суть, поэтому иногда данные рассказы нуждаются в дискуссии и пояснениях.

Что дают притчи детям и родителям?

Очень многому учит каждая притча о воспитании детей. В школе учатся дети из разных семей, и каждая поучительная история, рассказанная учителем, заставляет не только сопереживать героям и представлять себя на их месте, но и признавать ошибки, а порой даже от души смеяться над ними.

Кому нужны притчи о воспитании ребенка?

Ошибочно полагать, что поучительные истории необходимо рассказывать исключительно детям.

Бесспорно, они нуждаются в красивых притчах, которые помогут им вникнуть в суть вещей, но в большей степени в рассмотрении жизненных, хотя порой и аллегорических, примеров нуждаются и сами родители.

[attention type=red]
Причем большая часть подобных историй предназначена либо для самостоятельного изучения, либо для внеклассной работы школьного учителя.
[/attention]

Кроме того, каждая притча учит и родителей, и детей чему-то новому, а также позволяет посмотреть на жизненную ситуацию под другим ракурсом.

История одной бабочки – сказка с глубоким смыслом

Существует притча о воспитании детей под названием «Урок бабочки». В ней рассказывается о человеке и бабочке, которая должна была появиться на свет.

Начинается она с того, что на дереве появляется большой кокон, в котором готовится к своему изменению гусеничка. Затем, когда куколка превратилась в бабочку, в коконе образовалось небольшое отверстие.

Оно было очень маленькое, и этого было недостаточно для того, чтобы прекрасная бабочка вышла наружу, расправила свои крылья и полетела.

Кокон замечает человек. Он подходит к нему. Замечает щель и видит бабочку внутри. И пока крылатое насекомое не оставляет свои попытки выбраться, человек стоит в стороне и наблюдает за процессом.

Однако в тот момент, когда ему кажется, что бабочке выбраться не удалось и она оставила все попытки расширить щель, он решает ей помочь.

В итоге он увеличивает при помощи ножа отверстие и видит, как из него с трудом выбирается прекрасная, но очень слабая героиня.

Далее притча о воспитании ребенка рассказывает о том, как неокрепшая бабочка начинает бродить по свету. Ее проблема заключается в том, что она не проделала весь путь «вылупления» самостоятельно, а воспользовалась сторонней помощью.

В итоге ее мышцы не окрепли, лапки были слабыми, и она так и не смогла летать. Мораль данной истории сводится к следующему: родителям, даже при всем их желании, нельзя выполнять работу за своего ребенка.

Он сам должен познать все прелести жизни, извлечь из них урок и чему-то научиться.

Рассказ о брошенном камне (из серии поучительных историй)

Интересной является и притча о воспитании ребенка, которая называется «Брошенный камень». Она повествует о состоятельном мужчине, который едет по дороге на дорогой иномарке. Внезапно в заднее стекло его автомобиля летит камень. Стекло разбивается.

Разозлившийся мужчина разворачивает машину и, пытаясь отследить траекторию полета, возвращается на место, откуда был запущен камень. Хулиганом, опрометчиво кинувшим в дорогое авто булыжник, оказывается худощавый школьник.

Злой владелец иномарки выходит из машины, подходит к мальчику и грозит ему кулаком.

[attention type=green]
В ответ на крики недовольного водителя мальчик рассказывает следующее: у него есть брат, который с детства прикован к инвалидному креслу. Когда дети гуляли, случилось непредвиденное – мальчик-инвалид выпал из кресла, сильно ушибся и не смог самостоятельно вернуться на место.
[/attention]

Его брат попытался ему помочь, но ему тоже это не удалось. Тогда он пошел за помощью. Мальчик вышел на дорогу и пытался останавливать проезжающие по шоссе машины. Однако ни одна из них не остановилась. В итоге мальчугану пришлось пойти на крайние меры и запустить в первую проезжающую машину камень.

В итоге мужчина все понял и помог поднять брата.

Данная притча о воспитании ребенка гласит: стоит прислушиваться к детям и обращать на них внимание, а не дожидаться того, чтобы они шли на крайние меры.

История про всего один купленный час

Интересной является и следующая история, которая заставит задуматься даже самого строгого родителя. В ней рассказывается об одном мужчине, который работал допоздна и каждый раз возвращался домой затемно.

Один раз этот человек пришел домой и встретил на пороге своего пятилетнего сынишку. Он очень обрадовался, что наконец увидел своего отца, а тот, в свою очередь, был рад взаимно.

Далее притча о воспитании детей рассказывает о том, как малыш подошел к папе и попросил у него денег.

Отец сначала разозлился и накричал на него, а затем одумался и пришел мириться. Он дал требуемую сумму сыну и извинился. Малыш достал из кармана еще денег и протянул их своему отцу вместе с только что полученной суммой.

Мужчина очень удивился: зачем его сын сначала занимал деньги, а потом отдал их? Но ребенок посмотрел на него и спросил о том, хватит ли этой суммы, чтобы купить один час времени.

Он счел, что именно столько понадобится для того, чтобы хотя бы один раз поужинать в кругу всей семьи.

Эта притча о воспитании детей родителями помогает нам, взрослым, понять, что никакие деньги мира не заменят времени, проведенного с нашими малышами. Но, конечно же, ребенок не должен покупать внимание мамы и папы.

Истории о воспитании детей в семье

Весьма поучительной выглядит и история о детском воспитании, которая называется «Как аукнется, так и откликнется». В ней рассказывается о двух девочках, которые росли в бедных семьях.

Несмотря ни на что, они были подругами и выросли хорошими и благоразумными женщинами. Чуть позже обе вышли замуж, и у них появились сыновья.

И хотя их мужья не вернулись с войны, матери старались мудро воспитывать своих детей и им не отказывать ни в чем.

Далее притча о воспитании детей в семье повествует о том, как каждая из матерей воспитывала свое чадо. Одна из них старалась делать все домашние дела сама. Ее ребенок не был обременен житейскими проблемами.

Другая старалась с самого детства привить малышу чувство справедливости и ответственности. Она учила его всему. Например, делала из теста хлеб и давала вылепить собственную буханку своему сынишке.

Затевала стирку и малышу давала тазик с водой и т. п.

Из-за разных подходов к воспитанию обе подруги постоянно спорили и часто ссорились. Но вот их сыновья выросли и уехали на заработки. Когда они вернулись, один из них привез два больших сундука: один – для мамы, с гостинцами, а второй – для себя.

[attention type=yellow]
Это был тот юноша, который с детства все радости и горести делил с матерью. Второй же потратил все заработанные деньги на себя и матери ничего не привез. Отсюда мораль: не стоит с детства огораживать детей от сложностей и труда.
[/attention]

Наоборот, они должны сами всему научиться, пусть даже при этом они набьют не одну шишку.

Восточные притчи о воспитании, мудрости и уважении к родителям

Наиболее интересными считаются восточные притчи. Они наполнены полезными советами, мудрыми мыслями и наводят на определенные размышления. Такие истории наполнены глубоким смыслом и восточной философией.

Ярким тому примером является притча о воспитании ребенка «Китайский мудрец и тувинский мудрец».

В ней рассказывается о двух слепых мудрецах, которые как-то захотели увидеть слона. Но так как они ничего не видели, то приняли решение ощупать его. Китайский мудрец подошел спереди и ощупал уши и хобот слона.

Он убедился, что животное напоминает одновременно змею и два огромных веера. Тувинский мудрец подошел к слону со стороны хвоста.

Он ощупал его мощные задние ноги и сделал вывод, что животное напоминает крепкое и разросшееся дерево.

Оба мудреца поделились друг с другом своими впечатлениями. Однако их представления о слоне кардинально отличались. Из-за этого они долго ругались. В итоге никто из них так и не смог создать реальный образ слона.

Мораль притчи заключается в том, что порой мы попросту не слышим своих детей и даже не хотим понять их. А всего-то нужно с ними чаще разговаривать и интересоваться, по какой причине они пришли к тому или иному выводу.

История о школе и человеке

Интересна еще одна притча о воспитании детей (для родителей предназначенная), называемая «Старая школа». Однажды по улице шел человек. Он проходил мимо старой школы и увидел большую очередь.

Ему стало интересно, почему здесь так много людей. Подойдя ближе, он увидел объявление, в котором говорилось о новом наборе учащихся в данное учебное заведение.

Человеку стало любопытно, почему столько желающих поступить именно в эту школу.

Рядом с данным объявлением он увидел еще одно, где описывались школьные дисциплины, которые детям предстояло изучать. Среди них человек нашел следующие: уроки лицемерия и виртуозного обмана, сквернословия, высокомерия и прочие.

[attention type=red]
И тут прохожий понял, что в этой школе ему делать нечего, и прошел мимо. Мораль притчи сводится к одному: наши дети должны выбирать сами правильный путь, а мы – их родители – обязаны ненавязчиво и аккуратно им в этом помогать.
[/attention]

История о маленьком паучке, который не мог плести паутину

В интересных и поучительных историях нуждаются не только школьники и их родители, но и дети более раннего возраста.

Например, многих наверняка заинтересует притча о воспитании детей дошкольного возраста под названием «Паучок, который не мог плести паутину». В ней рассказывается о молодом и симпатичном паучке, который жил на дереве.

Он любил наблюдать за падающими с дерева листьями и совершенно не умел плести паутину. Из-за этого он очень расстраивался.

Его друзья, елочки и сосны, посоветовали обратиться к зиме-рукодельнице, которая умеет ткать удивительные кружева. Дождался паучок зимы, встретился с рукодельницей и попросил ее научить искусству плетения. После долгой и упорной тренировки паучок научился ткать паутину. Мораль притчи гласит: если ребенок будет внимателен и старателен, он сможет с легкостью всему научиться.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/17617/

Притчи о школе, обучении, учителях – Школа Ораторского Мастерства

Притча о запретах в воспитании

Здесь собраны хорошие притчи о школе, учителях, обучении.
Эти притчи подойдут  не только для выступлений 1 сентября, но и для повседневных выступлений. Будет приятно, если вы, уважаемый читатель, оставите или предложите другие притчи  на тему школы, учителей, обучения и воспитания.
С уважением, Болсунов Олег.

Притча о школе

Притча о школе

Родители не знали, как найти для сына лучшую школу. И они поручили это сделать самому старшему в семье.

    Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал перерыва, чтобы поговорить с учениками.

Завидев старика в старомодной одежде, дети начинали скакать вокруг него и корчить рожицы.

— Какой смешной старик, — кричали одни.

— Эй, маленький толстяк, — кричали другие.

В школе были и другие дети, которые  бегали и резвились, не обращая внимания на старика, который пытался расспросить их об уроках и учителях.

Дед молча поворачивался и уходил.

Наконец он вошел в дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

— Здравствуйте, дедушка! Может, Вам принести воды? — послышались голоса с одной стороны.

— У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? — предложили с другой.

— Может, Вам позвать учителя? — спросили другие дети и, увидев кивок, побежали в школу за учителем.

Когда из школы вышел преподаватель, дед поздоровался и сказал:

— Наконец я нашел лучшую школу для моего внука.

— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Вечером мама мальчика спросила деда:

— Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшую школу?

— По ученикам узнают учителей,  — ответил дед.

Посмотрите эту же притчу, “О лучшей школе”, чуть в другом варианте изложения, на видео. Притча рассказана на занятии Школы ораторского мастерства Барко Екатериной.

  • И подписывайтесь на наш -канал. Там много интересных видео.

Притча

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.

– Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

– Точку, – ответил один.

Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.– Здесь черная точка, – сказал другой ученик.

– Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?

Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в ожидании, что же он скажет:

– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…

И добавил, после долгой паузы:

– Значит, мне есть еще чему вас учить.

Уважаемый читатель! Кликните, пожалуйста, рекламу от Гугл. Очень нужно! Это лучшее Ваше СПАСИБО нашему сайту. Благодарим Вас!

Притча

Ученику захотелось рассказать Учителю сплетни, услышанные на базаре.

— Подожди, — остановил его старец. — Как ты думаешь, правдива ли эта сплетня?— Не знаю. Может и правдива. А, может, и нет.

Тогда Учитель спросил:

— Принесет ли она кому-нибудь пользу?
— Не уверен. Какая с этого может быть польза?
— Она смешная?
— Слегка смешная. Только вот, почему-то, не радостная.
— Ну вот. Тогда зачем мне ее слушать? Лучше промолчи.

Ученик задумался и сказал:

— Вы правы, Учитель. Наверное, незачем Вам ее слушать. Да и никому это слушать не нужно.

Притча

К Мудрецу пришел воин и сказал:

– Послушай, Учитель! Я уже не молод, много времени провел в боях и знаю, что смерть может настигнуть меня в любой из завтрашних дней. Подскажи, как мне не ошибиться в жизненном выборе? Подскажи мне, Учитель, как открываются ворота в ад, а как открываются ворота в рай?

Старик посмотрел на воина, прищурил глаза, а потом рассмеялся:

– Разве ты боец? Нет! Ты хвост собачий!

Злобой сверкнули его глаза воина. Он выхватил меч, и замахнулся на учителя.

Но мудрец не испугался. Он спокойно сказал:

– Вот так, воин, открываются ворота ада!

Воин понял, что совершил глупость. Он вложил меч в ножны и стал извиняться:

– Прости, Учитель, я погорячился, не понял я сразу твоей мудрости.
– А так открываются ворота рая, – сказал мудрец.

У каждого свой путь

Притча

Один уже не молодой человек попросил учителя взять его к себе в ученики.

На это учитель ответил:

— Можешь учиться у меня вместе с другими учениками. Но только при таком условии: не подражай мне и не становись моим последователем.

Человек задумался и спросил:

— За кем же мне тогда следовать?

 — Ни за кем. Когда за кем-то следуешь, сбиваешься со своего истинного Пути.

— А как же твои другие ученики?

— Они еще молоды и лишь ищут свой Путь. В юности лучше кому-то подражать и кому-то следовать. Но они станут взрослыми и покинут меня каждый в своем направлении, помня меня, но не подражая мне. А ты уже немолод. Тебе поздно подражать мне.

Гвоздь воспитания

Притча

Купец вернулся домой после долгих странствий.

К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.

Как быть?

Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!

Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.

Прошло время.

С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.

Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.

Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.

Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.

Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.

И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.

Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.

-Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
– Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…

Все в твоих руках
притча

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал:

– Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? – Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит. Если он скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Так всё и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?»

Пристально глядя в глаза, мудрец сказал: «Все в твоих руках».

Притча

В одной далёкой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки.

Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие…

Наконец, вмешались родители. Они пришли к старику с вопросом:

– Скажи нам, о, Мудрейший, почему ты всегда даришь нашим детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их?

И тогда мудрец сказал:

– Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце.  Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..

Родители надолго задумались. И ушли, поблагодарив Учителя.

притча о школе

Притча. Результат обучения

Мудрец вел беседу со своими учениками. Вдруг в зал ворвался отец одной из учениц и заорал на свою дочь, не обращая ни на кого внимания:

– И ты променяла университет на сказки этого старого идиота? Чему ты можешь здесь научиться?

Девушка встала, спокойно вывела отца за дверь и сказала:

– Общение с этим учителем дало мне то, что не смог бы дать ни один университет – он научил меня не бояться тебя и не краснеть за твоё недостойное поведение.

Уважаемый читатель! 

Притчи еще будут дополняться.

Присылайте нам новые притчи об учителях и о школе. Оставляйте комментарии внизу страницы.

Читайте другие притчи на нашем сайте:

С уважением, учитель риторики Болсунов Олег.

↑ Оглавление книги 

/ Как найти хорошую школу / Притча о школе / Притча об учителе / Лучшая школа, притча / Лучший учитель, притча / Притчи о школе / Хорошие притчи о школе / Притчи о мудрецах / Лучшие притчи о школе / Посоветуйте какую притчу рассказать /

Источник: https://bolsunov.com/istorii-legendy-pritchi/pritcha-o-shkole.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.