Школа в радость! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы все успеть и остаться здоровым!

Содержание

Как правильно организовать рабочий день школьника

Школа  в радость! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы все успеть и остаться здоровым!

То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое — от его успеваемости до самочувствия.

Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, — эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент.

Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Соблюдайте баланс

Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости — в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер.

Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.

2. Определите приоритеты

Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство — время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов.

Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом.

И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!

Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.

3. Составьте план дня

Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:

1. Составить список дел.

2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.

3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов.

Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов.

Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.

Важность и срочность

Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия.

Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит.

Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Гибкий подход

Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата — срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.

Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.

2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.

3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)

4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.

Пример расписания дня школьника

Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.

7.00 — 7.30 — подъем, зарядка, гигиенические процедуры

7.30 — 8.00 — завтрак

8.00 — 8.30 — дорога в школу

8.30 — 12.30 — занятия в школе

12.30 — 13.00 — дорога из школы

13.00 — 13.30 — обед

13.30 — 14.30 — зеленая зона

14.30 — 15.30 — выполнение домашних заданий*

15.30 — 16.00 — зеленая зона

16.00 — 16.30 — полдник

16.30 — 18.00 — прогулки, игры с друзьями

17.00 — 17.30 — зеленая зона

17.30 — 19.00 — кружки и секции (с дорогой)**

19.00 — 19.30 — ужин

19.30 — 20.30 — зеленая зона

20.30 — 21.00 — приготовление ко сну

21.00 — отбой

* Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий — 15.00 — 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые 10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.

** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.

Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение.

А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка.

Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.

8 советов родителям, если ребёнок не хочет в школу

Как научиться не тратить время впустую

10 способов запомнить всё

Источник: https://mel.fm/taym-menedzhment/4809653-schedule

Как все успеть школьнику. Советы по организации рабочего времени школьника

Школа  в радость! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы все успеть и остаться здоровым!

Будни школьника обычно складываются из трех частей: занятия в школе, выполнение домашнего задания и свободное время до прихода родителей с работы. Однако чаще всего ребенок вторую половину дня использует без большой эффективности. Он не чувствует времени, не обучен планировать и не мотивирован на учебу.

Все время после школы среднестатистический школьник проводит в приятном безделье.

В лучшем случае он гуляет во дворе, дыша свежим воздухом, но чаще сидит у компьютера или телевизора, изредка прерываясь на приготовление домашнего задания.

Об обеде никто не вспоминает, ведь можно перекусить чем-то менее трудоемким, что не нужно разогревать и потом мыть посуду. Вот так и пропадает безо всякой пользы часть жизни современного школьника.

Как правильно организовать время школьника?

Следует все тщательно продумать, чтобы школьник все успевал и при этом не вредил здоровью. Каждый учебный год добавляется все больше уроков, в кружках и секциях тоже требуют полной отдачи, а растущий детский организм, несмотря ни на что, нуждается в полноценном отдыхе.

Родителям нужно правильно расставить приоритеты, определяя по степени важности из пунктов:

– здоровье ребенка,

– школьная успеваемость,

– общение со сверстниками,

– хобби, участие в кружках и секциях.

Последовательность пунктов или дополнение этого списка другими занятиями может изменяться в каждом индивидуальном случае, но родителям следует помнить, что насыщая и разнообразя жизнь ребенка другими пунктами, вы делаете это за счет времени, которого могло бы быть потрачено на прогулку или игру.

Нужно уметь правильно распределять количество времени, необходимого на то или иное занятие. Ребенок после школы должен отдохнуть, сделать уроки и помочь чем-то по дому. Как это все рационально спланировать?

При составлении расписания можно следовать примерными пропорциями:

– 40% – на отдых, в том числе, активный, прогулки,

– 25% – учеба,

– 25% – помощь по дому,

-10% – досуг.

Следует обратить внимание на то, что досуг и отдых – это отдельные пункты в списке. Отдых должен быть разнообразным, и хорошо продуман родителями вместе с ребенком – что он будет делать в каждый из дней недели.

Некоторая часть времени, составляющая приблизительно десять процентов, неизбежно будет расходоваться на так называемый переходный период, чтобы ребенок смог отвлечься от одного процесса и начать следующий. Это необходимость, и не стоит подгонять ребенка.

Трудности с домашним заданием

Многим может показаться, что отведенные на приготовление уроков 25% времени – это недостаточно, ведь порой выполнение «домашки» может затянуться до ночи. Нужно сказать, что если ребенок выполняет домашние задания более полутора часов, то это свидетельствует о неэффективности. Причины могут быть различны:

  • Усталость,
  • Стресс,
  • Отвлекающие моменты: работающий телевизор, громкий разговор, музыка и др.
  • Материал не усвоен на уроке.

Любая из этих причин должна быть устранена. Ребенок, приступая к урокам, должен быть отдохнувшим и не испытывать никаких отрицательных эмоций. Если ребенок не смог понять материал на уроке – это просчет педагога, который ляжет на плечи родителей, после работы они должны вникать в школьный материал и растолковывать непонятое на уроке. Следует поговорить об этом с учителем.

Контролируем ребенка после школьных занятий

Главной задачей родителей является добиться выполнения всех запланированных пунктов. Тут-то зачастую и возникают трудности. Общих рекомендаций здесь никто дать не может – каждый родитель выстраивает собственную систему, состоящую из компромиссов, наказаний и поощрений. Но некоторые общие советы по организации дня все же есть:

  • Понятное расписание. Сделайте его вместе с ребенком, украсив по его желанию, и разместите на видном месте неподалеку от часов.
  • В расписании следует чередовать разные виды деятельности, чтобы отдых сменялся учебой, и ни в коем случае не заставляйте сидеть над уроками до «победного конца». Пусть лучше ребенок отвлечется, переключит на время внимание, а отдохнув, вернется к приготовлению уроков.
  • Не нужно преподносить выполнение домашнего задания, как наказание. Это – его работа, которую необходимо выполнить.
  • Будучи на работе, контролируйте ребенка по телефону. Не обещайте того, чего не собираете выполнить – и наказания, и поощрения. Помните, что для ребенка важнее сам факт звонка от вас, чем слова, которые вы произнесете.
  • Помните о важности мотивации. Вы должны знать, что для вашего ребенка является важным и ценным.
  • Не следует ожидать слишком многого от ребенка, давайте ему задания по его возможностям.

Если составленное расписание не дает результатов

Родителям важно понимать: недостаточно просто составить расписание, наказав ребенку строго ему соответствовать.  Важно, чтобы ребенок на самом деле его выполнял. И если вы заметили, что предложенная тактика не работает, попробуйте пойти другим путем:

  • Не полагайтесь только на свое мнение, посоветуйтесь с родными и педагогами.
  • Меняйте способ контролирования ребенка, чтобы он не мог приспособиться и найти в нем лазейку.
  • Дайте понять ребенку, что вы действуете в его интересах.
  • Стоит изменять методы наказания и поощрения в соответствии с его запросами, но полностью отвечая за свои обещания.

У любого родителя может возникнуть резонный вопрос – а как быть с воспитанием самостоятельности? Ведь постоянный контроль полностью лишает ребенка инициативы.

Однако, если вы сможете показать ребенку, как хорошо работает отлаженная вами система организации дня и сможете приучить его к порядку, то ребенок, уж поверьте, сможет отвоевать себе самостоятельность, но тогда он уже сможет использовать ее себе во благо.

Источник: https://family-and-i.com/mama-i-malysh/kak-vse-uspet-shkolniku-sovety-po-organizatsii-rabochego-vremeni-shkolnika

Режим дня первоклассника

Школа  в радость! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы все успеть и остаться здоровым!

Уважаемые родители, ваш ребёнок скоро войдёт в новую жизнь под названием «Школа». Соблюдение режима дня первоклассника играет большую роль для его самочувствия и успехов в учёбе. 

Педиатры всего мира рекомендуют придерживаться подходящего под возраст вашего ребёнка режима дня. По мере взросления ребёнка этот распорядок дня меняется.

Ещё до начала уроков в школе продумайте, какие дополнительные занятия вы планируете организовать для вашего первоклассника, когда начинается первый урок, какая нагрузка в день допустима для  ребёнка данного возраста, сколько времени вы будете тратить на дорогу, – всё это позволит составить распорядок дня, который подойдёт именно вам.

При соблюдении режима дня первоклассником его нервная система будет легче адаптироваться к новой обстановке, нагрузкам. 

Примерный распорядок дня ученика первого класса:

7:00 Подъём

Если ребёнок учится в первую смену, то просыпается около 7 утра. От момента пробуждения до выхода из дома должно пройти минимум 40 минут. Этого времени первокласснику будет достаточно, чтобы собраться школу.

Постарайтесь привить ребёнку любовь к спорту, даже пятиминутная зарядка может укрепить здоровье и помочь проснуться.

Постарайтесь организовать режим заранее, лучше сделать это за месяц до начала занятий, чтобы ребёнок успел привыкнуть к новому ритму.

7:20 Завтрак

Утренний приём пищи очень важен для первоклассника. Он запускает работу пищеварительной системы, глюкоза организует работу мозга. Для завтрака идеально подойдут каши, блюда из яиц или творога.

От магазинных сладких хлопьев лучше отказаться, они содержат слишком много сахара. Врачи рекомендуют для питья использовать воду, какао или некрепкий чай.

Кофе и газировка недопустимы! Правильный режим питания даст ребёнку необходимое количество энергии и сведёт к минимуму перекусы. 

7:50 Дорога в школу

Если школа недалеко, до неё можно дойти меньше чем за двадцать минут, – откажитесь от машины или автобуса. Конечно, в современном, постоянно куда-то спешащем мире утренняя прогулка кажется чем-то сверхъестественным. По дороге в школу ребёнок подышит свежим воздухом, ходьба заменит физическую нагрузку, и на занятиях первоклассник будет полон сил.

8:30 – 13:00 Время в школе

Распорядок дня первоклассника в школе строго регламентирован. В первом полугодии в школе практикуется использование «ступенчатого» режима обучения (в сентябре, октябре – не более 3 уроков в день по 35 минут каждый; в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый). Обязательны и весёлые физкультминутки во время урока. 

При выборе школы, ещё до поступления в первый класс, ответственно принимайте решение относительно образовательной программы. Узнайте, какую программу использует учитель в выбранной вами школе.

Родители, которым важны не только знания, но и индивидуальный подход к ребёнку, мягкая адаптация в первом классе, интересные, развивающие задания, выбирают систему учебников «Начальная школа XXI века».

Благодаря дифференцированному подходу к каждому ребёнку, поощрению детского любопытства, заложенного разработчиками этой системы, первоклассники без стресса и усталости, с интересом и желанием изучают школьную программу. 

Перемена. Посоветуйте ребёнку на переменах играть с одноклассниками в спокойные игры, научите им ребёнка заранее.

Объясните, что интерактивные игры на телефоне или планшете не лучший вариант для отдыха, к тому же мешают общению со сверстниками.

Если школьник ходит в группу продлённого дня, то домой он приходит около 16:30. Позаботьтесь, чтобы у ребёнка был с собой комплект сменной одежды, перекус и вода.

13:30 Дорога из школы

Непродолжительная прогулка по дороге домой – лучший вариант переключения с умственной деятельности. Школьнику надо чуть более получаса, чтобы полностью отвлечься от учёбы и перестроиться на другой вид деятельности. Разрешите ребёнку бегать и прыгать.

Представьте, как сложно первоклассникам выдерживать принятый порядок поведения на уроках: внимательно слушать учителя, не крутиться, не вскакивать, не болтать.

Куда же деться неуёмной энергии из детского организма? Разрешите ей выплеснуться наружу, это даст возможность легче переносить школьные нагрузки.

14:00 Обед

Помните известную фразу короля Пруссии Фридриха Вильгельма Первого «Война войной, а обед по расписанию»? Старайтесь, чтобы обед начинался в одно и то же время. Обед по расписанию полезен для пищеварения.

Организм привыкает, начинает готовиться к приёму пищи заранее, например выделять желудочный сок буквально за 10 минут до предполагаемого времени обеда. Питание школьника должно быть сбалансировано, обед не должен быть всухомятку.

Пусть это будут простые сытные блюда: супы, паровые котлеты, рыба или мясо с гарниром, овощной салат, полезный напиток.

15:00 Время после школы

К сожалению, этим временем мало кто умеет грамотно распоряжаться. Родители ещё в дошкольном возрасте нагружают ребёнка кружками и секциями, часто начало школьной жизни воспринимается родителем как обязательная необходимость записать первоклассника в школу искусств, спортивные секции, что создаст непосильную нагрузку на организм ребёнка в сложный период адаптации к школе.

Лучшим временем для начала серьёзных занятий вне школы будет период за год-два до школы либо начиная со второго класса. Откажитесь на этот год от обилия кружков, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания, занимают много времени. Дайте школьнику адаптироваться и привыкнуть к учебной нагрузке.

Конечно, непросто представить первоклассника, у которого не было бы смартфона, планшета или игровой приставки.

Напомним, что продолжительность непрерывного использования устройств с жидкокристаллическими экранами для учащихся 1–2 классов – не более 20 минут.

Выполнение режима использования электронных устройств в течение дня поможет избежать первокласснику многих неврологических и офтальмологических проблем.

18:00 Время на подготовку к школе

В первом классе не задают домашних заданий, однако многие дети проявляют инициативу и самостоятельно повторяют изученный в школе материал. Родителю важно не вмешиваться, не нагружать первоклассника дополнительными прописями, отработкой техники чтения. Современные педагоги и психологи неоднократно предупреждали, что это приводит к нервным срывам, полной потере мотивации к занятиям.

Приучайте первоклассника к самостоятельности. Первое время собирайте портфель вместе, затем, когда ребёнок немного освоится, доверьте ему самому это занятие.

Лучше всего подготовить всё необходимое для школы накануне вечером, таким образом утром удастся избежать излишней суеты и потери времени.

Напомните о важных мелочах: носовом платке, влажных и сухих салфетках, сменной обуви, перекусе. При необходимости принимать лекарства проверьте их наличие.

19:00 Ужин

Детские диетологи рекомендуют придерживаться режима приёма пищи. Главное условие – ужин должен быть не позднее чем за 4 часа до сна, а непосредственно перед сном предложите ребёнку стакан напитка или фрукты (яблоко, банан, грушу). Не стоит злоупотреблять жирными, мясными блюдами. Такая еда способна вызывать тяжесть в желудке и негативно влиять на сон.

19:30 Время семьи

Проведите этот час с ребёнком. Если у вас несколько детей, постарайтесь уделить внимание персонально каждому. Спросите о делах в школе, желаниях, печалях и радостях, планах на завтрашний день, поделитесь своими новостями. Если никак не получается обойтись без телевизора, посмотрите добрый мультфильм или семейный фильм вместе. Идеально, если найдётся время на семейную прогулку.

20:30 Подготовка ко сну

Очень важное время, которое влияет на качество сна. Педиатры советуют как минимум за час до сна ограничить просмотр телевизора и активные игры. Отлично, если у вас есть вечерний ритуал, который помогает подготовиться ко сну.

Чтение книги, обсуждение прошедшего дня – хорошее занятие для завершения дня. Лучше это делать, когда ребёнок уже закончил водные процедуры и готов ко сну.

Первые несколько дней может быть непривычно придерживаться такого режима, но чем дольше ребёнок его соблюдает, тем лучше для организма. Уже через неделю не будет проблем с засыпанием вовремя, значит, школьник будет спать, сколько ему положено.

Главное правило – ребёнок должен высыпаться. Запомните, ученик младшей школы должен спать не менее 10 часов. Дети, которые соблюдают режим, реже страдают от нервного перенапряжения и усталости.

21:00 Сон

Пора спать. Идеально, если ваш первоклассник готов ко сну, он завершил все свои дела и уже 5–10 минут находится в кровати. Так он успеет настроиться на сон.

Для полноценного сна не забудьте проветрить комнату, оптимальная температура воздуха в помещении должна быть в районе 18 градусов. Зимой, когда работают отопительные приборы, контролируйте влажность воздуха, показатель 60% является нормой.

Старайтесь, чтобы ребёнок спал в полной темноте, важные для организма кортизол и меланин вырабатываются при полном отсутствии света.

В выходные, когда утром можно как следует выспаться, старайтесь не нарушать режим более чем на 20–30 минут. Конечно, весь режим невозможно освоить сразу. Позаботьтесь о правильном распорядке дня заранее, лучше начать подготовку к нему до начала учебного года, и тогда весь учебный процесс будет первокласснику в радость.

Ольга Фатеева

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/rezhim-dnya-pervoklassnika/

Сохраним здоровье первокласснику…

Школа  в радость! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы все успеть и остаться здоровым!

Ваш ребенок достиг 6-летнего возраста и пошел в школу. Теперь, действительно, все по-другому! Конечно, все мы слышали, что в школу идут здоровые дети, а выпускаются с букетом всевозможных диагнозов. Как этого избежать, как не навредить своему ребенку? Тем более, если вы уже начали замечать некоторую раздражительность и утомляемость своего чада.

Как сохранить здоровье первокласснику?

Прежде всего, соотнесите уровень требований и режим нагрузок в соотношении с истинными возможностями вашего крохи, с особенностями его здоровья и работоспособности.

В данной ситуации очень многое зависит от родителей, ведь именно от нас ребенок ждет понимания, поддержки, помощи.

  Это мы должны организовать жизнедеятельность ребенка так, чтобы школьные нагрузки не привели ухудшению здоровья маленького человека, в частности к переутомлению, неврозам, нарушениям осанки и зрения.

Первый класс – не все легко дается

Факторы, которые влияют на здоровье

Факторы, влияющие на здоровье детей, определены давно. К ним относятся:

  • экология;
  • уровень медицины;
  • наследственность;
  • вредная пища, насыщенная консервантами и красителями;
  • образ жизни, отсутствие физических нагрузок;
  • отношение в семье, школе

Здоровый образ жизни необходим не только детям, но и взрослым

Понятно, что из этого списка не все зависит от родителей, но на три последних фактора хочется обратить особое внимание.

Их необходимо учитывать при составлении режима дня первоклассника, а правильно составленный режим дня поможет сохранять высокую работоспособность нервной системы ребенка на протяжении дня (в школе и дома).

Режим дня должен состоять из уроков в школе и выполнения школьных заданий дома; полноценного отдыха с длительным пребыванием на свежем воздухе, подвижных игр; регулярного здорового питания; достаточного времени сна.

Режим дня первоклассника

Идеальный режим

!!!Важно!!!

Идеальный режим – это просыпаться в 7.00, а отходить ко сну в 21.00-21.30.

Обратите внимание, если ребенок не будет высыпаться, то все усилия помочь ему в учебе и сохранить здоровье, равны нулю. Он будет плохо себя чувствовать, раздражаться, не сможет сосредоточиться на уроках и вникать в новую информацию.

Не соблюдение режима дня приводит к быстрому переутомлению ребенка

Встал – сделал зарядку

Это могут быть простые общеукрепляющие упражнения, но и они дают заряд энергии на достаточно длительное время (иногда и на весь день).

Встал – сделал зарядку

Горячий завтрак

Горячий завтрак – следующий шаг любящей мамы.  Даже если ребенок отказывается, настаивайте на своем. Ведь в школе первый завтрак (чай) будет только после второго урока. Если наш ученик придет на уроки голодным, ему будет абсолютно все равно, что происходит в классе – все мысли будут о еде.

Горячий завтрак – заряд бодрости и энергии на весь день

Одно занятие в первом классе длится 35 минут, в течении этого времени учитель проводит 2-3 физкультминутки, которые дают возможность отвлечься и отдохнуть. 

После четвертого урока

После четвертого урока – обед.  Если ребенок обедает дома, обязательно в его меню должны входить свежие овощи, заправленные растительным маслом или сметаной.

Правильное питание – залог здоровья

После обеда конечно сон

После обеда первоклассники могут поспать.  Дневной сон восстанавливает работоспособность организма лучше, чем другие виды отдыха. После сна ребенок будет активным и жизнерадостным, возрастет и производительность труда при выполнении домашнего задания.

После сна ребенок будет активным и жизнерадостным, возрастет и производительность труда при выполнении домашнего задания

Что не следует делать

Первоклассника необходимо оградить от дополнительной нагрузки.

  К сожалению, многие родители  считают, что ребенок с первого класса должен усиленно развиваться, а для этого они  своих любимых сынишек и дочурок отдадут сразу заниматься и в музыкальной, и (или) в художественной, и (или) спортивной школе. Не спешите, начните со следующего года.  Двойная нагрузка в 6-летнем возрасте негативно влияет на состояние малыша и  очень быстро приводит к переутомлению.

Двойная нагрузка в 6-летнем возрасте негативно влияет на состояние малыша и очень быстро приводит к переутомлению

Что необходимо добиться

Нужно научить ребенка выполнять домашнее задание организованно, сосредоточенно, самостоятельно.  Начинать лучше в 15-16 часов. Поскольку концентрация внимания у 6-летнего первоклассника небольшая, занимаемся 15 минут, затем делаем перерыв 2-3 минуты, чтобы малыш физически разрядился. Пусть побегает, потанцует, попрыгает.

Нужно научить ребенка выполнять домашнее задание организованно, сосредоточенно, самостоятельно

Прогулка

Детям, и не только школьникам, необходимо много времени проводить на улице. Желательно не менее 3 – 3,5 часов. Причем час, а можно и больше, они должны проводить в активном движении. Это еще больше укрепит их здоровье и положительно повлияет на эмоциональное состояние.  

Подвижные игры – при любой погоде!
!!!Важно!!!

Подвижные игры – при любой погоде! Лишать детей прогулки в наказание НЕЛЬЗЯ!

Ограничения

Как можно меньше сидения у компьютера и просмотра «голубого экрана». Родители должны понимать все негативное влияние на общее состояние ребенка этой чудо-техники. Поэтому  суммарное время не должно превышать одного часа в день.

Суммарное время просмотра телевизора не должно превышать одного часа в день
Вывод:

Итак, чтобы сохранить первокласснику его здоровье и веселое настроение необходимо проследить, чтобы любимое чадо укладывалось спать и просыпалось в одно и то же время.

Для полноценного, глубокого и спокойного сна нужен прохладный свежий воздух в комнате, не превышающий 18˚ тепла, и мама, читающая любимую книгу. Не стоит вечером заводить шумные игры, танцы, прыгалки и бегалки.

Лучше провести время перед сном спокойно.

Здоровье первоклассника – «Утро с Вами»

Источник: http://www.supermamma.ru/sohranim-zdorove-pervoklassniku

Организация режима дня для первоклассника в рекомендациях и таблицах

Школа  в радость! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы все успеть и остаться здоровым!

Беременность, дети > Здоровье ребенка > Организация режима дня для первоклассника в рекомендациях и таблицах

Режим дня для первоклассника – не пресловутая прихоть Министерства образования и администрации школы. Это первоочередное условие физического и психологического здоровья будущего ученика. Придя в школу, вчерашний дошкольник попадает в другой мир, наполненный нагрузками, требованиями, темпом, потоком разнообразной информации, новыми детьми и взрослыми.

Теперь от него ожидается выносливость и трудоспособность, усидчивость и внимательность, активность и скорость, инициативность и решительность. Режим дня поможет адаптировать организм к интеллектуальным нагрузкам, развить силу воли и дисциплинированность, сформировать нужные навыки, индивидуальный ритм деятельности.

«Тренировочный режим» – залог успешной адаптации к школе

Адаптация к школе

Ребёнок, попадающий из одной социальной среды в другую, проходит естественную адаптацию к новым условиям. Учебную активность можно по праву считать первой серьёзной деятельностью, требующую осознанности и значительных усилий воли. Адаптацию к школьной жизни, а также к изменившимся условиям домашнего режима, будет проходить каждый первоклассник.

Длится этот период в среднем от двух недель до двух месяцев. «Неподготовленные», домашние или болезненные дети будут переживать это время особенно остро, их организмы будут логичным образом сопротивляться режимным и учебным сложностям:

  • частыми болезнями, ведь иммунная система станет ослабленной ввиду постоянных стрессов и отсутствия сбалансированного регулярного питания;
  • потерей веса, замедлением роста и общего развития;
  • обострением проблем сердечно-сосудистой системы, развивающихся на фоне переутомления;
  • ухудшением самочувствия, усталостью, головными болями, снижением аппетита, нарушением сна;
  • уязвимостью нервной системы, в том числе рассеянностью, раздражительностью, отсутствием мотивации;
  • хронической усталостью, переходящей в запущенном случае, в астено-невротический синдром (предельное истощение нервной системы).

Смягчить и нивелировать малоприятные побочные эффекты слияния со школьной жизнью, помогут родители, если заблаговременно переведут будущего ученика в режим, близкий к школьному. Весна – время, стимулирующее к пробуждению, развитию и активности. Впереди шесть месяцев подготовки к новому школьному режиму, принять который будет легче после пробного «рабочего» графика.

Сохраняя до школы свободный режим, во благо мнимой пользы ребёнка: «Пускай отдохнёт и наберётся сил перед школой», родитель окажет медвежью услугу своему чаду – продлит и усугубит период адаптации.

Домашних детей и тех, что находятся на вольном посещении детского сада, стоит переводить с весны на подготовительный график.

Примерный режим будущего первоклассника

ВремяДеятельность
7:00Пробуждение
7:15Зарядка, гигиенические процедуры
7:45Уборка спального места, подготовка к завтраку
8:00Завтрак + приучать мыть за собой посуду
9:00Первое занятие по дошкольной подготовке
9:30Отдых
10:00Второе занятие по дошкольной подготовке
10:30Активный отдых и прогулка на свежем воздухе
13:00Обед + обучение навыкам самообслуживания (уборка посуды)
14:00Дневной отдых и сон
15:30Пробуждение, свободное время
16:00Полдник
17:00Посещение кружков и секций
18:00Прогулка на свежем воздухе
19:00Ужин
19:30Свободное время, общение с семьёй, игры
20:30Гигиенические процедуры, чтение книг, подготовка ко сну
21:00Отход ко сну

Режим начинается с родительской головы

Взрослый, который планирует организовать режим дня для первоклассника в соответствии с возрастными нормами и требованиями образования, должен осознавать всю его ценность и необходимость. Режим – это не просто вовремя лечь спать, чтобы встать пораньше.

Режим первоклассника – это ежедневное выполнение разных видов деятельности, которые сменяют друг друга с учётом анатомо-физиологических требований, возрастных и образовательных норм с обязательным присутствием полноценного отдыха на свежем воздухе и сна.

Работоспособность, устойчивость нервной системы, школьная успеваемость формируют фундамент учебной деятельности, они напрямую зависят от соблюдения главных требований:

  1. Соблюдение необходимой продолжительности каждого вида деятельности.
  2. Смена умственной и физической деятельностей позволяет не перегружать нервную систему и не ослаблять интеллектуальную активность.

Нарушение основных позиций режима дня

День первоклассника не должен состоять из бесконечных учебных процессов: школа, кружки-секции, домашние задания.

  1. Общее время пребывания и двигательная активность на свежем воздухе – 3-4 часа в день, которые делятся на утреннее и вечернее время.
  2. Центральная нервная система будет полноценно и гармонично развиваться и работать при условии глубокого 10-часового ночного сна, обеденный сон предлагается по индивидуальной необходимости (легко утомляемые дети).
  3. Регулярное сбалансированное питание обеспечит физическую силу и здоровье, надлежащее «питание» мозга и всей нервной системы, что необходимо для успешной работы памяти, внимания, мышления, воображения.
  4. Наличие внешкольных интересов и посещение узкоспециализированных кружков, повышает общую познавательную активность, стимулирует интерес к новым знаниям, способствуют разностороннему развитию личности.
  5. Регулярное соблюдение личной гигиены.

Нарушение основных позиций режима дня будет негативно сказываться и на успеваемости школьника, и на его самочувствии. Минимальные и кардинальные отклонения в режиме допустимы во время болезней, ухудшения здоровья ребёнка и праздников. Выходные дни и каникулы также сохраняют приближённый вариант графика, исключая учёбу в школе.

Читайте:  Чем может быть вызвана рвота у ребенка 2 года

Источник: http://MamyiDeti.com/rezhim-dnya-dlya-pervoklassnika.html

Последнее лето перед школой: что нужно успеть?

Школа  в радость! Как организовать режим дня первоклассника, чтобы все успеть и остаться здоровым!

Школа – важнейший порог взросления для ребенка. И, естественно, хочется, чтобы перешагивание через него прошло без проблем, а школьная жизнь стала успешной и счастливой! И вот осталось только одно лето перед школой! Что можно успеть за это лето? Хвататься за учебники или посвятить его беззаботному детскому времяпровождению?

Какие знания, умения и способности потребуются будущему первокласснику, и можно ли приобрести их за последнее лето перед школой? Советы мамам первоклассников – на sympaty.net!

Что должен знать ребенок, идя в школу?

Вы не поверите! Несмотря на то, что существуют десятки методик раннего развития, дошкольного обучения чтению и счету, а повсеместно рекламируются студии, кружки и даже курсы для дошколят по подготовке к школе, на самом деле, каждый ребенок имеет полное право прийти 1 сентября на свой первый урок, не зная абсолютно ничего!!!

Именно на обучение детей «с нуля» рассчитаны программы изучения всех школьных дисциплин 1-го класса!

Кто бы вам что ни говорил, но вы можете совершенно спокойно привести своего не читающего, не пишущего и не считающего шестилетку в первый класс, и учителя будут обязаны учить его с самого начала!

Если же в школе, куда вы хотите определить ребенка, требуют от него каких-то знаний, то вы можете протестовать: максимум, чего могут хотеть от дошкольника – прохождение психологических тестов, и то – только по желанию и согласию родителей.

Более того, по законам РФ и большинства стран СНГ, в школу не принимают по результатам тестов/собеседований/экзаменов – туда записывают!

Единственная законная причина отказа в приеме ребенка в школу – переполненность будущего класса.

Поэтому данная статья будет не о том, как в режиме аврала за одно лето перед школой пройти программу первого школьного полугодия.

Конечно, если вы этого хотите и наблюдаете встречный интерес в ребенке – учить малыша читать, писать и считать можно и раньше, хоть с 3-х лет! Однако это вовсе необязательно.

Гораздо важнее – психологическая готовность к школе: к изменению режима жизни, к учебным нагрузкам, к гармоничному вхождению в детский коллектив… Этому и стоит посвятить последнее лето перед школьной жизнью!

Как вызвать у ребенка желание идти в школу?

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок пошел в школу успешно – подружился с одноклассниками, каждое утро радостно собирал ранец, а из школы приносил только жирные «отлично»!

Чтобы все произошло именно так, нужно вовсе не муштровать ребенка и требовать этих успехов заранее, еще летом перед школой, а вызвать у него желание идти учиться, сформировать положительный образ школы!

Для этого можно читать дошкольнику хорошие детские произведения о школьной жизни (например, «Приключения в лесной школе» В. Нестайко), рассказывать веселые истории из собственного детства…

Отлично, если есть возможность заглянуть в опустевшую летом школу и провести будущему первокласснику небольшую персональную экскурсию – пусть он увидит воочию, как выглядят классы, полистает стоящие на полках учебники…

Еще лучше – если малыш заранее познакомится со своей первой учительницей. Будет здорово, если вы договоритесь с ней провести для вашего ребенка персональный «первый урок» — пусть несерьезный и недолгий!

Зато, когда ребенок придет в сентябре в школу «на общих основаниях», это место уже не покажется ему чужим и страшным, а учительница станет почти родным (поскольку единственным знакомым) человеком в толпе незнакомых ребят и взрослых!

В конце предшкольного лета сходите вместе с малышом в магазин канцтоваров – пусть он сам выберет понравившиеся тетрадки, ручки, карандаши и другие школьные принадлежности!

А все, что куплено для похода в первый класс (в том числе школьная форма и рюкзак) пусть побудет какое-то время не слишком доступным, вроде подарка – пусть ребенок с нетерпением ждет того утра, когда ему разрешат все это достать, разложить и надеть!

Как подготовить ребенка к изменениям в режиме жизни?

Усталость от учебных нагрузок возникает у многих первоклассников, что очень мешает хорошей успеваемости и даже может породить проблемы со здоровьем! Поэтому лето перед школой стоит посвятить тому, чтобы смена режима жизни не стала для ребенка стрессом! Стоит постепенно приучать ребенка:

  • Вовремя ложиться и вставать. Несмотря на то, что летом до школы это кажется не столь важным, именно перестроить режим сна и пробуждения для детского организма бывает сложнее всего! Поэтому для плавного превращения «совы» в «жаворонка» нужно постепенно корректировать часы отбоя и побудки – хотя бы за месяц до 1 сентября!
  • Спать днем. Многие 6-летки к этому возрасту уже отказываются от дневного сна, но, идя в школу, снова начинают испытывать в нем потребность. Так что, если малыш сможет поспать хотя бы час в послеобеденное время – это не собьет его режим ночного сна!
  • Соблюдать дисциплину, заниматься тем, чем надо, а не только тем, чем хочется в данный момент. Конечно, устраивать малышу полноценные 4 урока в день не надо! Но пусть он постепенно привыкает к понятию расписания, дисциплины – например, приучите его в определенное время дня выходить на прогулку и возвращаться домой, обедать, читать (если умеет) и т.д.
  • Завтракать (о том, что именно школьные завтраки становятся проблемой для многих детей, сайт sympaty.net уже писал) и обедать по будущему школьному распорядку.

Очень важна самостоятельность ребенка!

Гораздо важнее, чем читать и писать, для будущего первоклассника являются умения самостоятельно одеваться, собирать свои вещи, внимательно прислушиваться к указаниям учителей и способность адекватно оценивать ситуацию в целом. Ведь ему предстоит почти полдня проводить в детском коллективе, где ему не смогут уделять постоянное индивидуальное внимание!

Поэтому оцените своего малыша без «розовых очков» — насколько он самостоятелен? Лето перед школой – это достаточное время для того, чтобы воспитать в ребенке необходимую самостоятельность!

Постепенно отказывайтесь от помощи ребенку в действиях, которые он должен делать сам: зашнуровать обувь, одеться, собрать свой рюкзак и т.д. Не раздражайтесь и не упрекайте постоянно ребенка, что у него выходит медленно или плохо – просто спокойно подкорректируйте конечный результат, если что-то не так, и поясните свои действия.

Также прорепетируйте несколько раз возможные школьные ситуации, которые потребуют самостоятельных действий и решений: например, малыша обидел одноклассник (как вариант – старшеклассник), он не понял или не расслышал задания, потерялся (в школе или за ее пределами), получил плохую оценку и т.д.

Научите ребенка внимательно слушать и запоминать – например, почаще просите его повторить только что сказанную вами фразу, давайте ему несложные задания, которые надо выполнить не сиюминутно, а спустя какое-то время, читая вслух книгу, просите в конце чтения перечислить имена героев или другие подробности, и т.д.

Но, конечно же, не превращайте последнее лето перед школой в бесконечную муштру и поучения – ребенок должен как следует отдохнуть, оздоровиться, набраться сил на учебный год!

Не лишайте его двигательной активности – физическое развитие всегда стимулирует умственное, психологическое! Пусть он больше общается со сверстниками, получая опыт коммуникации в коллективе, пусть получает новые впечатления!

Тогда школьная жизнь начнется без проблем!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20120616/leto-pered-shkoloj/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.