Воспитывая, не вреди! 6 самых важных правил реджио-педагогики

Содержание

6 правил воспитания по итальянской реджио-педагогике

Воспитывая, не вреди! 6 самых важных правил реджио-педагогики

Помимо вальдорфской школы и Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования. Например, итальянская реджио-педагогика, которая недавно появилась и у нас. Какие у неё особенности, Елене Шмараевой рассказала глава департамента детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.

Всё о дошколке. Рассылка

Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Реджио Эмилия — город на севере Италии, где после Второй мировой войны открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали и учили, руководствуясь совершенно новыми принципами. Теоретиком нового подхода стал педагог Лорис Малагуцци, опиравшийся на методики и идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других.

Малагуцци придерживался мнения, что у каждого ребёнка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя, и задача взрослого — помочь детям использовать свои познавательные возможности.

Главные методы в реджио-педагогике: проектная исследовательская деятельность, много творчества, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.

Основатель реджио-педагогики Лорис Малагуцци (справа) 

Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле.

Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне.

Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне.

А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.

2. Объяснить правила и задать вопрос

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило.

Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?

Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.

Поэтому наша задача, и педагогов и родителей, как можно больше задавать открытых вопросов и почти не задавать закрытых, на которые можно ответить «да» или «нет». Всё-таки мы должны побудить ребёнка подумать, построить свою версию и высказать её. Не быть говорящей головой, а спросить. Интерес ребёнка теряется, если мы начинаем говорить то, что он уже знает.

Ирина Дворецкая в детском центре при Еврейском музее

«Небо красное!» — говорит ребёнок. Не спешите поправлять, ведь это даёт мотивацию подумать: а может ли быть небо красным вообще? Это может стать толчком к какому-то исследованию, к расширению знаний.

Мы не должны останавливать и говорить: «Нет, так не бывает!» Надо попытаться вместе со своим ребёнком понять, когда это может быть? Возможно ли это увидеть? На самом деле я не знаю цвета, каким не может быть небо.

Однажды в детском саду ребёнок нарисовал оранжевого ежа. И реакция педагога была: «Ёжик не может быть оранжевым. Он серый, коричневатый, ещё какой-то. Но только не оранжевый».

Придя на занятие в другой группе, с детьми четырёх и пяти лет, я решила задать вопрос: «Могут ли ёжики быть оранжевыми?» Такая тишина наступила сначала… И началось! Я получила больше десяти версий. Один сказал, что ёжик вымазался в глине.

Другие говорили, что ёжик может быть оранжевым осенью, потому что на него упали листья. Третьи сказали: он, может быть, в подосиновиках весь.

Кто-то ещё сказал, что это сказочный ёжик, «и художник нарисовал оранжевого ёжика, потому что это сказка про оранжевого ёжика». Феноменальный ответ! И был очень интересный ответ в конце: «А может быть, у ёжика была аллергия на апельсины?»

Это такая радость для детей! Понимать, что нет одного правильного ответа. Что тебе не говорят: это правильно, а это неправильно. Поэтому вводите другие термины в общении с детьми: «Это так, а это — по-другому». Это не хорошо, не плохо — это просто по-другому. Вы думаете так — ваш ребёнок думает по-другому. Это даёт почву, чтобы разговаривать: почему он так думает? Почему вы так думаете?

Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить — это одно из главных правил.

Потому что утром мы спешим, мы делаем бутерброд — не спрашивая, мы наливаем чай — не спрашивая. Когда мы задаём вопрос, выбор обязательно должен быть: «Ты хочешь чай с лимоном или без? Сладкий или нет?». Вы скажете: сложно, мы опоздаем в сад, мы опоздаем ещё куда-то.

Но поэтому и здесь существуют некоторые правила: чем меньше ребёнок, тем меньше опций у него для выбора. Но в любом случае даже трёхлетний ребёнок может выбрать — белый или чёрный хлеб он будет есть. И сам положить на него кусочек сыра.

У него выбор сегодня только в хлебе, но он у него есть.

Или выбор одежды. Родители часто утром говорят: «Мы опоздали, потому что выбирали». Но можно ввести правило и выбирать одежду для утренней прогулки или детского сада с вечера. Ребёнок может её долго выбирать или недолго — если он её выбрал с вечера.

А если утром поменялась погода, а ребёнок выбрал фланелевое платье? Значит, надо помочь и аргументировать: да, можешь, конечно, надеть, но тебе будет жарко.

Задайте вопрос: что нужно сделать, чтобы тебе в этом не было жарко? Может быть, сменное платье положить?

Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса

Он решил идти в этом, но у него в рюкзаке есть другая одежда. Ваши аргументы ребёнок не принял, но он понял, что есть какой-то другой путь. Это платье или рубашка может там пролежать, он ими не воспользуется, но он знает, что есть решение. И абсолютно никаких негативных эмоций.

Если придерживаться идеи о том, что выбор есть всегда, то лучше не делать порционную еду. Ребёнок с трёх лет запросто с вашей помощью может себе налить суп из ёмкости, которую вы поставите на стол. Он решит сколько и сам выберет — бульон налить или густой суп.

Это для него целое приключение: не ему налили суп, сколько мама посчитала нужным, а он сам! И сразу возникает интерес к еде. Чем ребёнок старше, тем больше ситуаций, когда он делает выбор.

Постепенно мы будем требовать аргументации: «Почему ты это выбрал, расскажи?»

Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

5. Учиться в любой ситуации

В реджио-педагогике есть такой принцип: нет определённого времени для получения знаний. Вот вы сидите за обеденным столом. Можно задать вопрос: как ты думаешь, из чего этот суп? У ребёнка есть опыт, и он может предполагать.

Так, это оранжевый суп. Что может быть оранжевым? «А, я знаю, тыква оранжевая!» Но нет кусочков — что же сделали с этой тыквой? «А, её смололи!» Чем смололи? Комбайном или миксером — и покажите в следующий раз, как это делается.

Это даёт нам некую мотивацию делать с ребёнком проекты: ответы на вопросы, которые мы находим с помощью исследования. Например, вы читаете книгу «Где обедал воробей?».

Где ещё можно понаблюдать за воробьём, где он ест на самом деле? На детской площадке не увидели — пошли в лес, в парк. Пока воробья не видно, но прилетела ворона! И мы попутно узнали, что ворона ест.

Может ли воробей есть то же, что и ворона? Появляются вопросы, на которые ребёнок отвечает с помощью наблюдения. Можно расширить знания с помощью книги, фильм показать, сходить в музей.

Я ещё люблю такой термин — свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством. Можно и в булочную сходить! Посмотреть, какие там булки, и подумать: а как же их пекут? Может быть, на хлебозавод съездить на экскурсию, а может, устроить дома булочную вместе с ребёнком.

Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь — математика, здесь — рисование, здесь — язык. На самом деле это деление должно быть условным

Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.

Когда мы обсуждаем что-то, мы не говорим, хорошо это или плохо, — мы говорим о своём личном отношении. «Мне не нравится осень».

Почему? А за что можно это холодное и дождливое время любить? И кто-то из детей говорит: «На самом деле так классно, что можно бегать по лужам!». А другой спорит: «Но ведь ты будешь мокрым и заболеешь!».

Тогда оппонент продолжает: «Но ведь можно правильно одеться, надеть дождевик и сапоги!»

И ещё один важный момент, на который мы обращаем внимание в реджио-педагогике: информацию о чём-то ребёнок может получить не только от взрослого.

Когда взрослый задаёт вопрос: «Что вы знаете об этом предмете?» — опыт кого-то из детей уже позволяет ему ответить, а другие получают знания от него, от своего сверстника.

Таким образом, ребёнок учится обрабатывать информацию не только ту, которую говорит взрослый. А взрослый при этом не останавливает ребёнка и слушает его.

У многих родителей главная задача — скорее научить читать и считать. На самом деле ни я, ни вы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать.

Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, мне кажется, главная задача — это развитие творческого мышления.

Мы пропагандируем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.

Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.

Не важно, кем мы будем, — логика придавила нас и мы живём. Да, логически выстроен у нас день от и до. Но где тут вкус к жизни? Где тут идеи, которые будоражат? Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

детский центр при Еврейском музее

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/9835246-regio

6 принципов реджио-педагогики

Воспитывая, не вреди! 6 самых важных правил реджио-педагогики

Реджио Эмилия – северный город Италии. После Второй мировой войны там были открыты детские сады, где детей обучали по новой методике. Основателем новых принципов воспитания считается педагог Лорис Малагуцци.

Он опирался на идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других выдающихся людей. Малагуцци считал, что у детей от рождения есть «сто языков» для самовыражения. Задача взрослого – помочь детям познавать мир вокруг.

Проектная исследовательская деятельность, творческие задания, обучение через окружающий мир и сотрудничество с педагогами – главные методы в реджио-педагогике.

1. Смотреть в глаза ребёнку и уважать его

В реджио-педагогике очень важно быть наравне с ребёнком. Не опуститься до него, а подняться. Как часто взрослые смотрят малышам в глаза при общении? Зачастую взрослый находится наверху, а ребёнок смотрит на него с низу. В системе, разработанной Малагуцци, детям дают почувствовать, что они – часть коллектива. Будь то другие дети, взрослые или воспитатели в детском саду.

Поэтому общаясь с ребёнком, важно быть с ним наравне, смотреть в глаза. Сидеть на полу или на детском стульчике, чтобы сохранять зрительный контакт. Но если вы рассматриваете, например, произведение искусства, стоит поднять ребёнка до вашего уровня глаз.

2. Объяснять правила и спрашивать

Ребёнок не может знать всего, что уже познал взрослый. Это касается в том числе правил поведения в разных местах. Следует объяснять ребёнку, почему мы по-разному ведём себя на стадионе и в театре. Почему даже наша одежда в этих местах отличается.

Обязательно стоит донести, почему вы ввели это правило. Что оно имеет свои основания. Можно предложить ребёнку несколько моделей поведения в какой-либо ситуации, чтобы он не терялся, а знал, что в этом контексте так вести себя приемлемо.

Задавайте открытые, а не закрытые вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». У ребёнка должен появиться интерес, а с закрытыми вопросами этого не получится.

3. По-другому!

Не неправильно, а по-другому. «Слон зелёный» ­– скажет ребёнок. Не говорите, что он не прав. Лучше спросите: «А почему этот слон может быть зелёным?». И вы тут же получите несколько версий, почему так могло случиться.

Пусть ребёнок мыслит не так, что что-то может быть неправильно. Предлагайте ему представлять, что просто некоторые вещи бывают другими. Так вы позволяете малышу мыслить шире. Он сам придёт к мысли, что слон, скорее всего, чаще серый, а не зелёный.

Но если вдруг он и позеленел, то у ребёнка точно найдётся этому объяснение!

4. Давать право выбора и не торопить

В реджио-педагогике большая часто программы посвящена теме выбора. Но прежде, чем предлагать альтернативу, нужно быть уверенными к готовности ребёнка. Не спешите – это главное.

Мы всё время спешим. Собираясь в садик, вы можете поинтересоваться у малыша, хочет ли он чай с сахаром или без, с лимоном или без. Вы можете подумать, что в таком случае везде опоздаете. Но даже такой маленький выбор формирует ребёнка. Сегодня он выбирает съесть чёрный или белый хлеб, а завтра его выбор станет шире, и главное – он будет готов его сделать.

Выбирать самому одежду – это такое удовольствие. А чтобы не торопить утром малыша с выбором, позвольте сделать ему это с вечера.

А если утром поменялась погода, а наряд выбран неподходящий? Тогда попробуйте аргументировать, почему выбор стоит изменить. Если ребёнок не внял вашим аргументам, предложите положить запасной наряд.

Малыш должен понимать, что нет безвыходных ситуаций. Всегда есть выбор.

Родителей может сначала пугать свобода выбора. Но свобода выбора не равно отсутствие границ. Предлагайте изначально такие варианты ребёнку, чтобы любой выбор был в рамках дозволенного. А со временем малыш сам начнёт чувствовать все эти границы.

5. Учиться всегда и везде

Не обязательно выделять определённое время для изучения чего-либо. Можно учиться в любой ситуации! Обедая, спросите, как малыш думает, из чего сделан этот суп. И имея уже свой опыт, ребёнок проведёт ряд логических цепочек и скажет о своих догадках.

Читая книгу про воробьёв, спросите, а где можно увидеть этих птиц? В парке, в лесу! А что они едят?  А могут ли то же самое есть вороны? И вот уже одно знание вытекает из другого. И это не скучное заучивание, а настоящая игра!

Знания – везде! Учась игре в шахматы, можно выучить, что такое лево и право, чем отличаются горизонтальные линии и вертикальные.

Знания можно получать не только из собственного опыта или опыта родителей, но и от других деток. Если задать им вопрос «А за что вы любите/не любите осень?», то можно получить много самых разных ответов с удивительными аргументами! Если поинтересоваться у малышей, что они знают о том или ином предмете, детки будут учиться друг у друга, делясь информацией.

6. Фантазии важнее чтения

Родители стараются научить ребёнка читать и писать как можно раньше. Вы знаете хоть одного взрослого, не умеющего это делать? Скорее всего, нет. А вот не шаблонно мыслить? Таких людей уже гораздо меньше.

Именно поэтому в реджио-педагогике такой упор делают на разного рода проекты, внутри которых и читать, и писать, и считать легко можно научиться. Но и при этом ещё и развивать творческое мышление.

Чем старше мы становимся, тем больше логика вытесняет у нас фантазию. И если с детства не развивать её, то во взрослом возрасте останется одна скупая логика. Не будет идей, которые будоражат и дают свежие эмоции!

Поэтому в дошкольном возрасте важно много времени уделять развитию образного мышления, фантазии и всякого рода творческим задачам!

Источник: https://cribi.ru/blog/43-6-principov-redzhio-pedagogiki/

О реджио-подходе с самого начала

Воспитывая, не вреди! 6 самых важных правил реджио-педагогики

В русскоязычной среде нет единого названия для подхода, известного в мире как Reggio Emilia approach. Есть несколько вариантов: Реджио-педагогика, Реджио-подход, подход Реджио Эмилия.

Этот подход возник в итальянской области Эмилия-Романья и активно используется в местных детских садах и школах. Колыбель Реджио-педагогики — областной центр Реджио Эмилия. Отсюда и название, хотя школ и детских садов, «вдохновлённых Реджио», множество во всем мире, далеко за пределами Италии

В 1991 году Реджио-подход в педагогике был признан лучшим для детских дошкольных учреждений. Он основан на особом уважительном отношении к ребёнку, развивающем диалоге с ним и вере в его возможности.

Особенности Реджио-подхода

Этот перечень позаимствован из книги «Bringing Reggio Emilia home» Луизы Бойд Кадвелл.

Ребёнок — главный герой процесса обучения (наравне с родителями и учителями)

«Дети сильны, богаты и способны, все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения», — говорил создатель подхода Лорис Малагуцци.

Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие (а задача взрослого — поддержать и подбодрить). На английском языке этот принцип называется «child-led education».

Обучение сотрудничеству

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах)

Сто языков ребёнка

Детей в школах и садах Реджио учат представлять свои идеи и мысли разными способами. В известном стихотворении Лориса Малагуцци говорится,что у ребёнка есть 100 языков, чтобы выразить себя, но школа часто отбирает 99 языков самовыражения, оставляя только язык слов. Вот некоторые другие способы, помогающие ребенку выразить свои мысли, идеи и чувства:

  • движение
  • рисунок
  • живопись
  • конструирование
  • лепка
  • театральные постановки
  • театр теней
  • создание коллажей
  • музыка

В распоряжении детей множество материалов. С их помощью дети передают то, что они знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» — и для него, и для окружающих!

Ребёнок состоит из сотни.У ребёнка сто языков,сто рук, сто мыслей,сто способов думать,играть и говорить.Сто, всегда стоспособов слушать, восхищаться, любить.

Сто радостных чувств,чтобы петь и понимать,сто миров,чтобы совершать открытия,сто миров,чтобы делать изобретения,сто миров,чтобы мечтать.У ребёнка сто(и ещё сто, сто, сто) языков,но у него крадут девяносто девять из них.Школа и культура отделяют голову от тела.

Они учат думать без рук,делать без головы,слушать молча,понимать без радости,а любить и восторгатьсятолько на Пасху и Рождество.Они учат открывать уже существующий мир,а девяносто девять из ста миров крадут.

Они учат:игра и труд,реальность и фантазия,наука и воображение,небо и земля,разум и мечты —вещи, несовместимые друг с другом.В общем, учат,что нет никакой сотни.Ребёнок говорит:

сотня здесь.

Лорис Малагуцци

Развивающая среда — третий учитель

Реджио-педагогику иногда называют педагогикой пространства. Почему? Пространство ребёнка всегда хорошо продумано. Разнообразные материалы разложены красиво и со смыслом, у каждого уголка есть своё назначение. В Реджио-пространстве царит естественный порядок: его ценят и поддерживают и взрослые, и дети.

Особая роль взрослого

Ребёнок в Реджио-педагогике руководит своим обучением, но взрослый в Реджио не становится скучающим наблюдателем или «обслуживающим персоналом». Учитель — партнёр, воспитатель и проводник. Он поощряет исследование разных тем, помогает в работе над детскими проектами и поддерживает, когда нужно найти решение проблемы.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям.

Совместное исследование

Дети становятся исследователями, изучая интересные им темы, наблюдая за явлениями окружающего мира. Взрослый подключается к детскому исследованию и активно участвует, старается оценить со стороны свой вклад и свою роль, обсудить происходящее с единомышленниками. Это тоже исследование…

«Документация»

Словом «документация» в Реджио педагогике называется любовное, внимательное фиксирование процесса обучения:

  • комментарии взрослых (цели детского исследования или проекта, ход работы)
  • записи детской речи (комментарии (дети объясняют, чем сейчас заняты), диалоги, обсуждения, интересные фразы, гипотезы)
  • фотографии
  • видео
  • готовые детские работы

Все материалы заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее. Она показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность!

Взрослый, ведущий документацию, старается отмечать не собственные мысли и догадки, а то, что действительно говорят (или показывают невербально) дети.

Это очень важно — не объяснять и не оценивать слова и жесты, а просто фиксировать их с объективностью диктофона или видеокамеры и «возвращать» детям в точности! В Реджио-подходе аудио- или видеозаписи часто пересматриваются, обсуждаются вместе с детьми.

Биография Лориса Малагуцци

Лорис Малагуцци родился 23 февраля 1920 года в итальянском городе Корреджо (север Италии). Когда ему было три года, семья переехала в город Реджио Эмилия, находившийся неподалёку (отец Лориса получил работу на местной железнодорожной станции).

Во время войны Лорис работал учителем — преподавал сначала в начальной школе в Солоньо, деревушке в Апеннинах, а позже в начальной и средней школах в родном городе Реджио. В 1944 году он женился (его единственный сын Антонио впоследствии стал архитектором).

В 1946 году Малагуцци получил степень в области педагогики в университете Урбино и стал принимать активное участие в движении по созданию в послевоенной Италии новых школ и детских садов. Он также участвовал в открытии первой народной школы в городе Вилла Челла в окрестностях Реджио.

Это оказалось началом долгой истории, вдохновляющей учителей и родителей по всему миру. Вплоть до самой своей смерти 30 января 1994 года Лорис Малагуцци руководил работой муниципальных яслей и детских садов в Реджио Эмилия, работающих по новым педагогическим принципам.

«Для строительства у нас был танк, несколько грузовиков и лошади»

В 50-е годы в Италии было очень активным движение родителей и педагогов-новаторов. Люди верили, что можно изменить мир, изменить общество и не допустить повторения ужасов войны, начав с изменения судеб детей…

Первую народную школу в городе Вилла Челла строили сами местные жители — по ночам и по воскресеньям. Как вспоминал Лорис Малагуцци, из строительной техники у них был «танк, несколько грузовиков и лошади».

Школа открылась, а вместе с ней — ещё семь в соседних городках. Именно тогда Малагуцци рискнул оставить работу в государственной средней школе, где проработал 7 лет.
Он прошёл курс по психологии и начал работать в городском муниципальном центре для детей со сложностями в обучении, а по вечерам преподавал в маленьких народных школах, созданных родителями.

Вскоре оказалось, что новые ученики с трудом понимают итальянский, говорят только на местном диалекте, а учителя полны энтузиазма, но совершенно не представляют, что именно от них требуется в новых условиях…

«Мы понимали, что нашего образования не хватает, что нам, как и нашим ученикам, нужно многому научиться… Мы были полны воодушевления и страха одновременно. И тут нам на помощь пришла простая вдохновляющая мысль: мы подумали, что узнать что-то важное о детях и для детей мы можем от самих детей!»

Учителя народных школ старались не только учить детей, но и учиться у них, поощрять любознательность и любопытство, относиться к своим ученикам тепло и с уважением, постоянно расти.

Школа «Робинзон»

В 1963 году в Реджио открылась первая официальная муниципальная школа, не зависящая от государства (60 учеников, две классных комнаты). Она носила говорящее имя «Робинзон». Такие школы были в новинку, и набрать 60 детей оказалось непросто. К тому же через 3 года деревянное здание школы сгорело, и все пришлось начинать заново.

Горожане настороженно наблюдали за новой школой, и тогда учителя решили раз в неделю «переезжать» в город. Они садились в грузовик вместе с детьми и необходимыми школьными принадлежностями и устраивали занятия на открытом воздухе: на площади, в парках, под колоннадой муниципального театра. Дети были счастливы. Люди наблюдали за происходящим, удивлялись и задавали много вопросов.

Некоторые проекты школы были очень масштабными. Один из них был посвящён Робинзону Крузо. Перед детьми и взрослыми стояла задача воссоздать характер и приключения героя.

Все вместе они читали и пересказывали книгу Даниэля Дефо, рисовали, лепили и работали с деревом. Был построен корабль, изображены море, остров и пещера, сделаны инструменты Робинзона. Получилась долгая и зрелищная история.

На следующий год подобный проект был посвящён Пиноккио.

Наконец, после долгой борьбы, в 1967 году народные школы перешли в ведение муниципалитета. В 1968 году таких классов было 12, а в 1980 — уже 58, в 22 школьных зданиях. Начинание получило поддержку!

Официальное признание

В 70-е годы у школ Реджио появилось множество друзей. Один из них — известный итальянский писатель и поэт Джанни Родари, посвятивший свою книгу «Грамматика фантазии» городу Реджио и живущим в нём детям.

В 1971 году в Реджио прошла встреча учителей, на которую вместо 200 участников приехало 900! Именно тогда была опубликована первая книга о новом подходе — «Опыт новой школы для маленьких детей» («Experiences for a New School for Young Children», 1971).

Опыт маленького городка Реджио и его муниципальных школ и садиков привлекал все больше внимания, и сейчас по всему миру открыто множество учебных заведений, вдохновлённых Реджио-подходом. Кстати, время показало, что педагогика Реджио замечательно применяется и дома, в семье, независимо от того, ходит ли ребёнок в садик и в какой именно.

Отрывок интервью с Лорисом Малагуцци (видео и расшифровка)

Это фрагмент интервью, взятого в муниципальной Реджио-школе «Диана».

— Интеллект, который рождается в ребёнке, — что это для вас? Чудо, радость, удивление, тайна или закономерный результат поиска, поощрения, одобрения со стороны взрослого?

— Интеллект, разумность ребёнка — это по-прежнему то, во что нам следует верить! Верить, что ребёнок действительно разумен и может сам выстраивать процесс познания. Если мы готовы это принять, наши отношения с ребёнком заметно меняются!

Наш способ выражать мысли, наша школа приспосабливаются к ребёнку, а тот непрестанно «поставляет» нам новые запросы, темы для проверки и исследования. Страсть к познанию мобилизует всю личность ребёнка! Дети рождаются исследователями.

Когда мы вместе с детьми изучаем что-то новое, ищем возможность улучшить наши взаимоотношения, рождается удивительное взаимопонимание между взрослым и ребёнком.

Но это не всё! Такое сотрудничество создаёт ось познания, подпитывает ум ребёнка, расширяет его видение мира: он замечает новые взаимосвязи (между понятиями, предметами, событиями…), становится способным к взаимодействию, диалогу, исследованию, поиску. Мне кажется, в этом смысл и главная сила того, что мы называем интеллектом.

О реджио-подходе с самого начала

  • Модель развивающего диалога
  • Немного об использовании книг в Реджио

Источник: http://reggiofamily.com/reggio/osnovy.html

От Монтессори до Малагуцци: 5 методов альтернативного образования

Воспитывая, не вреди! 6 самых важных правил реджио-педагогики

Альтернативное образование в нашей стране набирает обороты, появляется все больше школ, которые отходят от постсоветской системы. Поэтому мы решили собрать методики «неакадемического» подхода к обучению, получившие распространение и популярность. 

Метод Монтессори

История: Автором этой всемирно известной системы является педагог, медик Мария Монтессори, одна из певых женщин в Италии, получивших ученую степень.

Свою первую школу Монтессори открыла 6 января 1907 года в Риме. Ее метод оказался продуктивным, и позже Мария много ездила по миру, распространяя свои взгляды.

Ныне существует более 22 тысяч школ в 110 странах мира, которые обучают детей по ее системе.

Идея: В центре методики — ребенок, и у каждого из них, как считала Мария Монтессори, есть естественная тяга к знаниям. Дети учатся всему сами, если дать им соответствующую обстановку. При этом важно не только получение новой информации, но разностороннее развитие ребенка — физическое, социальное, эмоциональное и когнитивное.

Методы: Учитель, ребенок и окружающая среда составляют обучающую триаду в школах Монтессори. Обстановка в классе, специально подобранные учебные инструменты и материалы должны будить в детях независимость, свободу без границ и в то же время чувство порядка. Методика построена таким образом, чтобы переходить от частного к общему.

  • Главный принцип — дети обучаются в группах разных возрастов, так малыши могут учиться у старших детей, а старшие учить младших.
  • В классе дети сами выбирают инструменты для обучения, обращаясь к учителю только тогда, когда им нужна помощь или поддержка.
  • Маленькие дети учатся через сенсорно-моторную активность и работают с материалами, которые развивают их когнитивные способности благодаря непосредственному чувственному опыту.

Мария Монтессори писала: «Образование — это не то, что делает учитель, это естественный процесс, спонтанно развивающийся в человеке. Его пробуждают не лекции и слова, а ценность непосредственного опыта ребенка. И задача учителя — не говорить, а подготовить и создать такое пространство, которое бы мотивировало культурную активность ребенка».

Вальдорфская школа

История: Вальдорфская педагогика также называется «штайнеровской», так как ее принципы сформулировал австриец Рудольф Штейнер, философ, педагог, основоположник антропософского движения.

В 1907 году он написал статью «Обучение ребенка», в которой изложил свою теорию трех фаз развития детей — это и послужило фундаментом для создания школ.

Первая из них была открыта в Штутгарте, где Штейнер в 1919 году читал лекции о педагогике для работников сигаретной фабрики Waldorf-Astoria, именно поэтому школы и называются вальдорфскими. Ныне существует около трех тысяч вальдорфских школ, детских садов и образовательных центров в 60 странах мира.

Идея: В образовании ребенка ведущую роль играет его воображение, и обучение должно быть интегральным, чтобы развивались его тело, душа и дух.

Методы: Они зависят от фазы развития ребенка. В дошкольном возрасте дети обучаются через подражание и практику, поэтому применяется игровой подход.

В 6-14 лет дети приобретают артистические способности и социальные навыки, поэтому много внимания уделяется различным видам искусства, гуманитарным наукам.

По мнению Штейнера с 14 лет у детей появляется критическое мышление и эмпатия, и в этот период вводится академическое преподавание фундаментальных наук.

  • Вальдорфская школа знаменита тем, что в ней нет оценок и домашних заданий.
  • Здесь не используются мультимедийные инструменты, такие как компьютеры, видео, словом, любая электроника.
  • Ученики проводят очень много времени на улице.

Метод Малагуцци

История: Методику обучения детей 3-6 лет основал итальянский психолог, педагог Лорис Малагуцци. Первую свою школу Лорис открыл после второй мировой войны совместно с родителями городка Реджио-Эмилия, поэтому его метод еще называется «реджио-педагогика».

Идея: Центральными идеями Малагуцци являются естественное развитие ребенка и важность близких отношений с другими людьми. Как считал Лорис, для самовыражения у ребенка есть «сто языков», главное — не мешать ему раскрываться.

Методы: В реджио-педагогике важную роль отводится отношениям, родителям, поэтому для детей создается семейная обстановка, без четкой учебной программы и расписания, но с вниманием к занятиям искусством и креативным проектам.

  • Воспитателю важно развивать близкие отношения с детьми, равно как и отношения детей между собой.
  • Ребенок должен четко понимать, что есть определенные правила, и они могут быть разными для разных сообществ и ситуаций.
  • Отказ от понятия «неправильно», также ребенок может предлагать разные варианты решения.
  • Уроки основываются на интересах детей, которых побуждают к фантазированию.

Метод Харкнесса

История: Этот метод, основанный на использовании овального стола, придуман нефтяным агнатом и филантропом Эдвардом Харкнессом. В 1930 году он инвестировал в британскую школу Phillips Exeter Academy, которая закупила оборудовани и наняла 26 учителей для развития методики. Ныне этот метод используется во многих британских и американских школах.

Идея: Обучение — это демократическое обсуждение лицом к лицу, где каждое мнение имеет ценность.

Методы: Столы Харкнесса имеют не такое широкое распространение из-за лимитированности пространства, так как работа за ними наиболее эффективна в малой группе, до 15 человек, и в больших классах общеобразовательных школ он не прижился.

За столом ученики обсуждают ту или иную тему (лучше всего это работает в гуманитарных науках), и за время урока каждый из них имеет возможность высказаться. Мнение каждого учитывается и не может быть неправильным.

При этом ученики берут ответственность за свои высказывания, а их цель — решение конкретной проблемы.

Школы Садбери

История: Эта методика названа по географическому принципу — впервые школа, практикующая ее, открылась в американском городе Садбери в 1968 году. Ныне таких школ около 40 — в США, Бельгии, Японии, Нидерландах, Дании, Германии, Израиле и других странах.

Идея: Ответственность и демократия — ключевые принципы школ Садбери, где только ученик отвечает за то, как и чему он учится. И если ребенок научился жить демократически рано, то эти принчипы он сохранит и потом.

Методы: В школах Садбери нет программы обучения, расписания и оценок. Идеологи этой методики считают, что дети в когнитивных и творческих способностях так же хороши, как и взрослые, поэтому их не нужно учить. То, чего не хватает ребенку, — это опыта, вот его он и должен набраться.

  • В школах Садбери нет разделения на классы, группы формируются по интересам, и старшие дети делятся опытом с младшими.
  • Все, чему научится ученик — только его ответственность. Учительского контроля нет. Ученики входят в совет школы, и их голос равен голосам администрации. Родители имеют ограниченный доступ в дела школы, либо вовсе его не имеют.
  • В каждой школе Садбери свой тип учебных пространств, какими им быть, решают ученики.

Источник: https://womo.ua/ot-montessori-do-malagutstsi-5-metodov-alternativnogo-obrazovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.